В исследовании «Хипстеры столицы и провинции: особенности легитимации социального феномена» магистранты НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Леда Скобелева и Мария Плотникова составили портрет хипстеров со слов молодежи в Москве и Нижнем Новгороде
В обоих городах студенты считают это явление модой, а не субкультурой или общественно-политическим движением. По поводу внешних примет хипстеров опрошенные были единодушны: упоминали эко-стиль в одежде и еде (натуральные ткани, здоровую пищу и пр.), сочетание брендовых вещей и бомж-стайла.
Внутреннее содержание явления вызвало у респондентов разногласия. Так, нижегородцы говорили о вкладе хипстеров в культуру, в развитие городской среды, а москвичи не признавали такой роли.
«Опознавательные знаки» хипстеров респонденты описывали почти одинаково. Среди главных примет были названы: борода, шляпа, очки в массивной оправе; дорогая одежда и нарочито небрежный вид: укороченные узкие джинсы и мешковатые — oversize — майки и куртки, клетчатые рубашки, «огроменные» ботинки; винтаж в гармонии с бомж-стайлом. «Ты вроде модный, но... как будто бы у дядечки с улицы одежду украл», — сформулировал один из респондентов; аксессуары ручной работы — «индивидуальные штучки»; электронные сигареты и гаджеты последних моделей.
По мнению некоторых опрошенных, хипстеры — идеальные потребители, на которых можно неплохо заработать. Это вполне обеспеченные молодые люди, которые заботятся о своей внешней идентичности. «Им можно втюхать одежду для хипстеров и сделать на этом бабки», — считает респондент.
Хипстеры любят «трендовые» вещи (будь то артхаусное кино или ежедневник молескин) и знаковые места, отмечали опрошенные.
Москвичи среди таких мест называли торговые центры, книжные магазины и общепит — например, крафтовые пивные (там продается «авторская» продукция частных пивоварен). «Кофейни, смузи-бары, магазины здорового питания или просто продуктовые с завышенными ценами», — «картировала» любимые места хипстеров одна из респонденток. Они «ищут для себя что-то такое уникальное... несмотря на то, что это уникальное, эти бургерные открываются на каждом углу, это, тем не менее, считается чем-то интересным, необычным», заявила другая.
Нижегородцы упоминали самую фешенебельную пешеходную улицу города — Большую Покровскую (там есть театры, кафе, художественные салоны и пр.). «Их [хипстеров] там миллион», — отметил респондент. В обоих городах этот социальный феномен расценивался как массовый.
При этом сами опрошенные студенты дистанцируются от хипстерства. «Зачем вешать на себя такой ярлык?» — риторически заметила одна из опрошенных.
При всей массовости явления и узнаваемости образа жизни хипстеров, опрошенные не считают их одной из субкультур (таких, например, как эмо, панки, готы, хиппи). Дело в том, что идейная наполненность хипстерского движения не ясна. Что в нем нового, сказать сложно. Хипстеры «неагрессивны» и творчески настроены — вот все, что отмечали респонденты.
О возможном политическом потенциале хипстеров речи не возникало. Резюме таково: хипстеры «не отличаются особым мнением», хотя и пытаются «выделиться из толпы».
Большинство москвичей отказали хипстерам в какой-либо положительной роли. Вот вполне показательное суждение: «Сейчас это просто серая масса, все так ходят, все так одеваются, все так себя ведут...». Есть и более радикальные мнения: «Здравомыслящий человек хипстером не станет», «как в секте».
Скептически-насмешливое отношение к феномену часто фигурирует в Сети. Хипстеры отчасти превратились в интернет-мем. Им посвящены анекдоты, карикатуры, сетевые поговорки. «У хипстера Сережи одежи две рогожи: будет есть мякину, а купит молескину», — шутят блогеры.
В отличие от москвичей, нижегородцы отмечали креативность хипстеров, расценивали их как двигатель прогресса. «Это полезная группа людей. Они действительно развивают культуру города», — заявил один респондент. Другой поддержал: «Хипстеры в городской среде ее преобразуют».
Исследователи изучили «словарь» описания хипстеров в двух городах. Выяснилось, что москвичи использовали больше имен прилагательных, поскольку акцентировали внимание на внешнем образе. Нижегородцы чаще применяли глаголы, поскольку в их представлении хипстеры — динамичная, активная часть общества.
Показательна и лексика, характеризующая явление. Студенты из Нижнего Новгорода приписывали хипстерам такие действия: «самообразовываться, развивать, трансформироваться, читать». А учащиеся-москвичи — «тусоваться, влиять, перенимать».
В целом респонденты без затруднений и замешательств рассуждали о хипстерах. Значит, феномен прижился в обществе, официально признан, резюмируют исследователи.