Стало известно, что школьникам расскажут на уроках истории про 4 и 7 ноября

11 июня 2015 / 13:59

Как новые учебники по истории России рассказывают про Смутное время и Октябрьскую революцию.

Начало ноября для граждан России — важное время. Две даты — 4 и 7 ноября, День народного единства и День согласия и примирения (День Великой Октябрьской революции в недавнем прошлом) соседствуют в календаре, и каждый год в преддверии этих праздников возникает дискуссия относительно их значения для истории и современности. В этой полемике обычно участвуют серьезные политики, историки, философы, социологи. Одни идут 4 ноября маршировать по улицам, другие — несут гвоздики в мавзолей на три дня позже.

Но вопрос о значении исторических событий XVII и XX веков, которые лежат в основе двух праздников, затрагивает всех остальных жителей России, в том числе школьников. Как сегодня, в новых учебниках отечественной истории, описываются эти события?

Смутное время будет подробно изучаться в 7 классе в соответствии с историко-культурным стандартом, рассказывает один из авторов новой линии учебников по истории России издательства «Дрофа» Игорь Андреев. «О прямой связи учебного материала (освобождение Москвы) и праздника 4 ноября едва ли можно говорить, — рассказывает Андреев, — в том числе из-за того, что „устроители“ праздника, не посоветовавшись с серьезными историками, допустили целый ряд фактических неточностей. И, тем не менее, связь есть».

Во-первых, благодаря учебнику, у учащихся сложатся цельное представление о событиях Смуты, ее восприятие как трагического периода в отечественной истории, когда страна и государство были спасены самоотверженностью и «крепкостоянием» народа. Во-вторых, учебник поможет узнать о вкладе каждой из тех главных сил, которые позволили стране преодолеть кризис и возродиться: земства, которое объединило всю «землю» и возродило государственность; служилые сословия, сумевшие подняться над прежними узкокорыстными устремлениями и изгнать интервентов; православную церковь, давшую «идеологию» освободительному движению. В-третьих, в учебнике подробнее, нежели это было прежде, рассказывается о людях Смуты, их устремлениях и деяниях. Такая история оживает, становится понятнее и ближе для школьников.

«Материал новых учебников нацелен на осознание уроков Смуты, среди которых — неоспоримая ценность единства и единения, без которых немыслимо не то, что процветание, — просто существование народа. Этот выстраданный урок Смуты, как напоминание и завет потомкам, нашел свое выражение в новом празднике», — считает Андреев.

События 1917 года рассматриваются сегодня в рамках школьной программы в 9 и 11 классе, согласно историко-культурному стандарту будет в 10 классе. События февраля и октября 17-го объединяются в понятии «Великая российская революция» и разбирается со всеми вытекающими отсюда драматическими последствиями общенационального конфликта.

Два общенациональных кризиса — Смута и революция 1917 года — являются для потомков примером пагубности гражданского противостояния, которые могут привести к разрушению не только государства, но и крушению страны. В этом смысле День народного единства в равной мере относится ко всем Смутам и русским революциям, напоминая о высокой себестоимости гражданского согласия.


тэги
День народного единства; 
4ноября; 
7 ноября; 
революция; 

читайте также
Я календарь переверну, и снова... 4 ноября
«Русский марш» ничем не отличается от гей-парада
Празднование победы одной части страны над другой не объединяет нацию
Эта вечная бодяга «русские или россияне»
ВЦИОМ дейли: Только половина соотечественников считает российское общество единым