Российские эксперты обсудили выступление Саскии Сассен на 6-й Московской биеннале современного искусства

24 сентября 2015 / 13:38

Во вторник, 22 сентября, на открытии 6-й Московской биеннале современного искусства с лекцией о гражданстве выступила известный американский урбанист Саския Сассен. Отечественные политические эксперты, посетившие лекцию, поделились своим мнением о выступлении Сассен.

Лекция Саскии Сассен, которая анонсировалась как дискуссия со знаменитым Рэмом Колхасом, прошла без аккомпанемента в лице знаменитого архитектора-постмодерниста. Лекция профессора Колумбийского университета, социолога и урбаниста Саскии Сассен называлась «Как жить вместе» и была посвящена переосмыслению гражданства и созданию условий, в которых индивидуумы могли бы пересекать вертикальные иерархии и устанавливать связи с теми, кто близок им по образу мысли.

Историк, художник и левый политический активист Илья Будрайтскис услышал в лекции, как «Саския Сассен… напомнила о ключевом внутреннем противоречии обществ либеральной демократии — между формальным равенством в правах и фактической пропастью неравенства. Сценой для этой драмы неравенства служит современный город, структура которого постоянно меняется благодаря колоссальной разрушительной работе спекулятивного рынка. Новые владельцы вступают в свои права, становятся видимыми и подавляют внешним могуществом обычного городского жителя. В то же время миллионы проигравших, выселенных из своих домов, лишившихся своего места в урбанистическом пространстве, становятся невидимыми. Их перестают замечать не только другие горожане — они выпадают из репрезентативной логики либеральной демократии, фактически переставая быть полноценными гражданами». Резюмируя, Будрайтскис переводит содержание лекции Сассен в отечественный контекст: «Проявление динамичного гражданства, обретаемого в публичной речи „глобальной улицы“, о которой говорила вчера Сассен, возможно только через переосмысление устойчивой российской модели противопоставления гражданина, выполняющего предписания, и гражданина, знающего свои права. Отвлекаясь от формы гражданства, мы должны поставить гораздо более важный вопрос — о его содержании».

Левый интеллектуал Марина Симакова отметила значение вопроса о собственности на землю в лекции Сассен: «Сассен показывает, что земельный вопрос в эпоху развитого глобального капитализма далек от своего окончательного разрешения: именно там, в области земельных капиталовложений, сегодня сконцентрированы основные интересы глобального бизнеса, королевских династий Персидского залива и финансовых институтов». Неофизиократические тенденции глобального капитализма не обошли стороной и Росси. Как показала статистика, Россия не находится на задворках глобального капитализма, а наоборот, ведет себя на рынке земли точно так же, как развитые государства.

Арт-критик Андрей Шенталь отметил парадоксальность ситуации глобальных городов в мире развитого капитализма: «Хоть мы и живем в один из худших периодов в истории либеральной демократии, наши города выглядят все лучше и лучше. Примерно с такого парадокса Саския Сассен начала свою лекцию о том, как граждане исключаются из городской политики, исчезают из поля зрения и лишаются права голоса». С точки зрения Шенталя, «после двух десятилетий правления Лужкова Москва вдруг в считанные месяцы стала напоминать полноценный „западный“ мегаполис со всеми необходимыми атрибутами: парками, велодорожками, выставочными залами и вездесущими кафе». Однако арт-критик отмечает и противоречия данного процесса: «критический взгляд на российский контекст может подорвать не только связь меду гражданской свободой и джентрификацией, но даже связь между джентрификацией, урбанистикой и свободным рынком».

Источник


тэги
урбанистика; 
современное искусство; 

читайте также
Где сидит власть
Пять минут с Кэтрин Зубович
Городской ренессанс и дух постмодернизма
Когда кричат о помощи
В США вышла книга о том, как Илон Маск портит американские города