Политологи рассказали о причинах и целях масштабных кадровых перестановок

29 июля 2016 / 12:19

Четыре новых губернатора, четыре полпреда президента в федеральных округах, объединение Крымского и Южного федерального округов, снят с должности Михаил Зурабов, являвшийся чрезвычайным и полномочным послом России на Украине. Президент России Владимир Путин провел значительные кадровые перестановки. Ведущие эксперты и политологи рассказали о своем видении политических рокировок.

Политолог Алексей Чадаев отметил, что в данных перестановках есть определенная логика, которая благотворно отразится на внутри- и внешнеполитической ситуации, — «Начала работать очевидная и единая механика кадровых передвижений. Суть в следующем: в проблемные территории направляются люди с опытом работы на руководящих должностях в федеральных структурах, причем каждый с какой-то своей темой, в которой он специалист.

Что это дает? С одной стороны, дистанцию от местных разборок, в которых эти регионы погрязли, с другой стороны, необходимый федеральный вес и статус, который позволяет все эти местные элиты заставить себя слушать и слушаться. Консолидировать элиты, распутать проблемы и т. д. С третьей стороны, необходимые компетенции в какой-то значимой для региона теме.

Например, в Севастополь пришел Овсянников из Минпромторга. Чалый нам два года рассказывал о необходимости восстановления промышленного потенциала региона, который был загублен в украинское время. Но он местный, поэтому назначили не Чалого, назначили федерального замминистра. Тем не менее, он будет работать в той идеологии, о которой Чалый все это время говорил».

«В Ярославль пришел Миронов из МВД. Он в последние годы занимался транспортной темой. Ярославль — крупнейший логистический узел северо-востока европейской части страны. И огромные проблемы, существующие в этой отрасли, всем хорошо известны. Плюс — это политически проблемный регион, а предыдущий глава Сергей Ястребов всегда считался губернатором слабым, по экономике к нему было много вопросов.

Если взять губернатора Цуканова (Калининградская область — прим ред.), он вообще все годы своего губернаторства смотрел на должность полпреда через прицел, так сказать. Там сидел какой-нибудь очередной „главный враг“, которых он сожрал за почти два срока своего губернаторства энное количество, поэтому наверняка это значит, что он был бы хорошим полпредом. Ему на смену пришел чекист — это логично в ситуации, когда регион со всех сторон окружен странами НАТО, а население привыкло к приграничной контрабандной торговле.

В Кировской области была задержка, связанная с тем, что дело Никиты Белых стало неожиданностью для многих, в том числе для властных структур. И потребовалось время, чтобы разобраться в ситуации и найти достойного сменщика. Человек, который пришел, имеет в послужном списке опыт работы аудитором в Счетной палате. Так что есть какой-то шанс, что мы наконец поймем, какие „волки“ водятся в „кировском лесу“, потому что мы слышали о нем 8 лет, и всякий раз что-нибудь новенькое», — продолжил политолог.

«Северный Кавказ. У полпреда Меликова не выстроились отношения с Минкавказом. Все последние недели шел вялотекущий конфликт по поводу кластера — то ли туристического, то ли санаторно-курортного, и он — генерал — вернулся в родную стихию. А Белавинцев успешно реализовал вхождение Крыма в состав России, доказал свою эффективность и вполне логично получил эту непростую позицию.

Не могу не сказать о ситуации вокруг Федеральной таможенной службы. Тут надо понимать, что сегодня полпредство — это по сути спецслужба, хоть она так и не называется. Это структура, которая собирает информацию, обладая полным доступом ко всему, что происходит во власти, и ретранслирует ее в центр. В этом смысле как раз Северо-Западное направление было проблемным с точки зрения как раз всей этой таможенно-контрабандной темы: то аргентинское мясо под видом польского везут, то белорусскую еду под видом калининградской, то еще какая-то муть с прибалтийскими портами. И полпред, видимо, неплохо информировал Кремль о происходящем, и ему сказали „вот ты в курсе темы, иди и разруливай“. Его назначение на ФТС логично.

А по поводу Украины — речь даже не о том, что там сменился на посол: он там наконец появился. Раньше фактически не было посла, непонятно, что делал Зурабов во время Майдана, когда Порошенко становился президентом. Бабич (Михаил Бабич, полпред президента в ПФО; по информации в ряде СМИ может сменить Зурабова — прим. ред.) не такой человек, я его знаю хорошо, он достаточно жесткий и сидеть на месте не будет. Поэтому я думаю, что на украинском направлении нашей внешней политики тоже произойдут какие-то позитивные изменения», — подытожил Чадаев.

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии Глеб Кузнецов заметил, что в данных перестановках есть сигнал всей стране, а также пристальное внимание к особенностям регионов, — «Думаю, что сама идея была в том, чтобы создать повестку не только для тех территорий и ведомств, в которых произошли изменения, но и для всей страны в целом. То есть, подан совершенно ясный и недвусмысленный сигнал, что Москва глобально не очень удовлетворена тем, что творится в регионах, президент не устает говорить, что в кризисное время регионам надо быть более собранными, региональная власть должна быть более ответственной и дисциплинированной, и назначения получили выходцы из федеральных структур, прежде всего из федеральных силовых структур. Вот это самый главный тренд момента, именно этот сигнал должен дойти до регионов, даже не затронутых перестановкой.

Если говорить в отдельности, то, конечно, например, Калининградская область — регион особенный и ни на что не похожий, находится в окружении стран Евросоюза и НАТО, и именно в настоящее время к этому региону предъявляются особые требования и по качеству управления, и по стилю управления, и по прочим характеристикам. Регион сложнейший, стратегический и сегодня принято решение, что там нужен силовик.

Крым перестал быть уникальной территорией, его решено было влить в правовой управленческий и системный, что называется, административный контекст страны. Первый этап становления Крыма в качестве особенного российского субъекта пройден, и сейчас к нему относиться начнут на более, что называется, общих основаниях. Нет никаких излишних волнений за его судьбу, нет сомнений, что он с Россией навсегда, теперь это не то, чтобы рядовой регион, — у нас все субъекты федерации любимы, — но все же более обычный субъект, который должен управляться более обыкновенным способом».

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин так прокомментировал последние изменения, — «Речь идет о тонкой настройке властных вертикалей, когда регионалы идут на федеральный уровень, а федералы — на региональный, с целью максимальной эффективизации этих вертикалей.

В последнее время очень часто позиция губернатора Калининградской области подвергалась информационным атакам, и небезосновательно. Совершенно очевидно, что область из-за своего стратегического положения должна была управляться желательно без скандального шлейфа. Поэтому перемещение местного главы ФСБ на первые позиции в регионе вполне оправданы. Этот человек очень глубоко знает болевые точки региона, и скорее всего, обладает некоторой рецептурой для их излечения. Поэтому это назначение выглядит очень сильно.

В Ярославле ситуация во многом аналогична и калиниградской, и сложившейся в Севастополе. Регион очень сложный, было много скандалов, в том числе коррупционных. Помимо этого, Ярославская область, судя по всему, нуждалась в некоторой встряске, которой новое назначение обязательно будет сопровождаться. Речь идет об обретении контроля над некоторыми региональными процессами, которые у федерального центра вызывали беспокойство».

«Разрешит ли назначение Дмитрия Овсянникова в Севастополь конфликт, сложившийся в Крыму, — еще посмотрим, ситуация в значительной степени похожа на ослабление местных элит. Овсянников хорошо зарекомендовал себя как специалист по решению структурных проблем, в чем сейчас Севастополь нуждается, как никогда.

Вообще, достаточно посмотреть на уровень освоения даже федеральных средств и управление ситуацией в регионе, и видно, что крымские власти действовали последние два года довольно слабо, и я ожидаю, что кадровые перестановки в Севастополе продолжатся аналогичными процессами и в регионе. Что касается Овсянникова, то его профессиональные навыки по выстраиванию инфраструктурных проектов и оптимизации руководства, я думаю, будут крайне востребованы. Во всяком случае на фоне того конфликта, который происходил между Чалым и Меняйло. Теперь, вполне вероятно, отношения между этими двумя фигурами будут гораздо более ровными, и на данном этапе можно считать, что проблема снята.

А объединение двух федеральных округов — это констатация факта, что Крым прошел период адаптации и теперь воспринимается как полноценный регион РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Управлять им в федеральном смысле отдельно нет никакой необходимости теперь. Эта организационная мера, которая носит технический характер», — закончил Мухин.

«В первую очередь, надо понимать, что эти перестановки касаются не силовиков. Я бы сказал, что кадры федерального уровня с опытом управления идут работать в регионы. И это очень позитивно. Давно об этом говорили в экспертном сообществе, и сам президент об этом говорил: необходимо понимание на федеральном уровне, как живут регионы.

Опыт работы в регионах крайне важен для федерального чиновника. А для региона, безусловно, руководитель с федеральным опытом — тоже большое и серьезное приобретение: свежая кровь в региональной элите, дополнительные возможности не только на уровне взаимоотношений и контактов на федеральном уровне, но и на уровне методологии.

Силовики — это тоже своего рода тренд сегодняшнего дня в том смысле, что идет довольно серьезная внешняя повестка и нужно больше порядка на местах, нужно дисциплинировать региональные элиты. И этот вопрос решается таким вот образом: через усиление региональных элит людьми в погонах. Это дисциплинирует.

Это касается и Ярославской области, где накопилось достаточное количество и вопросов, и скандалов, и сигналов о том, что дела запущены и, несмотря на энное количество предупреждений губернатору, вопросы не решались», — отметил директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

«Вообще в масштабном кадровом решении Путин не изменяет своему стилю кадровой политики: все логично, взвешенно и продумано. И, допустим, назначение начальника управления ФСБ на пост губернатора Калининграда — это сигнал о том, что мы не отдадим ни пяди земли. Назначение реального генерала губернатором — это такой сигнал международной общественности, чтобы „ребята“ имели это в виду.

Объединение Крымского федерального округа с Южным — это понятная оптимизация. Был двухлетний этап адаптации Крыма, теперь точка. Все, Крым вошел. Понятно, что решение было принято в марте 2014 года, но это же длительный процесс: адаптация законодательства, нескольких миллионов людей и т. д. Но этот этап прошел и все: теперь Крым — это Россия. Ни у кого вопросов не возникает. Поэтому Крым органично вписывается в Южный федеральный округ. Туда идет один опытный человек, другой — в Северокавказский округ уже с этим опытом. Полпред Северокавказского округа идет по своему назначению в Национальную гвардию. В общем, все очень логично и встает на свои места. Это такая уже давно подмеченная „фишка“, особенность кадровой политики Путина, когда сперва все поднимается, а потом одним решением все встает на свои места. Вот всё и все встали на свои места. Все, о чем говорилось в последние несколько месяцев, почти год — все встало на свои места, и каждый человек оказался там, где он должен быть», — резюмировал Мартынов.

Член экспертного совета Фонда ИСЭПИ Алексей Зудин так прокомментировал логику состоявшихся назначений, — «В этих кадровых решениях просматривается как некая общая часть, то есть, определенные принципы в кадровой политики президента, так и индивидуальная часть, связанная с особенностями территорий.

Если говорить в общем, то приняты сильные кадровые решения, они, как мне кажется, подтверждают то, что направление в регионы представителей федеральных элит является для субъектов федерации сигналом о важности и внимании, которые им придаются в федеральном центре».

«Кроме того, появление представителей федеральной элиты во главе региона приносит новые компетенции, и дает новый стимул для регионального развития. И тот факт, что в обоих случаях это силовики, в общем, достаточно адекватно укладывается в важность антикоррупционной политики. Непосредственно в Калининградской области это решение принято и с учетом геополитических рисков, которые существуют, применительно к данному российскому региону, и это решение подтверждает твердость российского руководства в том, чтобы сохранить и обеспечить территориальное единство государства.

Назначение в Ярославской области также укладывается в антикоррупционный тренд. Кроме того, необходимо напомнить, что вновь назначенный губернатор, помимо того, что силовик, у него есть опыт решения транспортных проблем, которые для Ярославкой области тоже имеют большое значение, то есть, туда делегирована сложная комплексная компетенция, силовая и гражданская», — закончил комментарий Зудин.

Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что нынешние решения Владимира Путина стали логичным ответом на системный запрос, — «Каков системный запрос — таков системный ответ. Понятно, что влияние силового блока выросло. Усилился запрос на дисциплину и порядок. Это стало доминантой. Например, в Ярославскую область исполняющим обязанности главы региона назначен Дмитрий Миронов — заместитель руководителя МВД. У него конкретная непростая задача. Ему досталась область, в которой есть ряд конфликтов, вопросов, проблемы. Там существовали коррупционные схемы, и эти схемы накапливались годами. Что-то уже вскрылось. Что-то еще вскроется при новом губернаторе. Запрос на обновление там я мог прочувствовать эмпирически. С экс-губернатором Ястребовым там уже не считался никто. Хотели сильной руки. Пожалуйста. И рейтинг власти пошел вверх. А на новых ожиданиях вырастет и результат. Что же касается тем, которые Миронов курировал в МВД, все они вполне отражают специфику региона».

«Калининградскую область возглавил начальник УФСБ по области Зиничев. Это ответ на вопрос: Калининградская область форпост страны или „окно в Европу“? Окно закрыто, из Европы дует. Стратегическое положение региона и нынешние политические и внешнеполитические реалии, которыми живет страна, назначение отражает в максимальной степени. Тема безопасности как основной приоритет. Что не отменяет задачи развития. Ибо это тоже часть безопасности.

Цуканов переходит в СЗФО, полпред Булавин в свою очередь назначается в таможню, что логично проистекает из его служебной биографии: выходец из ФСБ, в прошлом замглавы Совбеза. Все на своих местах. Руководитель, имеющий опыт работы главы региона, на посту полпреда должен по идее адекватно отражать задачи региональной политики, специфику текущей ситуации, со знанием дела соединить воедино федеральную и региональные повестки.

В этом же ключе назначение глава Росреестра врио губернатора Кировской области. Финансово-экономическому блоку — депрессивный регион», — добавил Калачев.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов уверен, что нынешние кадровые перестановки призваны усилить региональную политику, — «Это — попытка придать импульс, добавить свежей крови, сделать более динамичной работу института губернаторов. А также привлечь дополнительное внимание к институту полпредов, о котором в последнее время мало было слышно. Усиливается значение выходцев из силовых структур как кадрового резерва — прежде всего ФСБ. Открываются возможности укрепления лоббистского потенциала губернаторов — у многих из них есть хорошие связи на федеральном уровне.

Что касается упразднения КФО, то полпредство там традиционно выглядело искусственно — как переходная структура, как некий страховщик относительно новых для российского истеблишмента фигур. А полпредство ЮФО потерялось на карте после создания СКФО. Сейчас видна попытка переосмыслить и вернуться к институту полномочных представительств как объединяющих относительно большое количество территорий», — закончил Виноградов.

Источник


тэги
власть; 
политика; 
эксперты; 
регионы; 
Крым; 
Путин; 
Северный Кавказ; 

читайте также
Скандал для центра, соблазн для периферии
ВЦИОМ дейли: Менее половины жителей России считают борьбу с коррупцией эффективной
ВЦИОМ дейли: Рейтинг Госдумы снова вырос
Мнение жителей России о биткойнах изменилось в лучшую сторону
Когда она уже успокоится?