Победа Либерально-демократической партии Японии и ее союзников на досрочных парламентских выборах будут означать еще четыре года пребывания у власти Синдзо Абэ, с которым у Владимира Путина сложились
Либерально-демократическая партия Японии и партия Новая Комэйто получили вместе 325 из 475 мест в нижней палате парламента на выборах, состоявшихся в воскресенье, 14 декабря.
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отмечает, что за два года у власти Синдзо Абэ достиг определенных успехов в своей абэномике, но в целом ожидаемого эффекта от его программы не было.
«На протяжении последних двух кварталов фиксируется спад экономики Японии. Это во многом связано с повышением потребительского налога с 5 до 8% и падение курса иены. Японцы стали придерживать деньги, а на внутренний спрос приходится 60% ВВП страны. Поэтому Абэ был вынужден перенести дальнейшее повышение потребительского налога до 10% на 2017 г.», — рассказал он.
По словам эксперта, досрочные выборы фактически стали референдумом по абэномике и определенные успехи и разрозненность оппозиции предопределили успех премьера. Демократическая партия не смогла еще отойти от поражения 2012 года и реструктуризироваться.
Востоковед предупреждает, что разницы в отношении к России между ЛДПЯ и ДПЯ нет. «От правления Демократической партии ждали многого, связывая надежды с личностью Юкио Хатаямы. Но он просидел в кресле всего лишь год и не успел посетить Россию, а его преемник Наото Кан эмоционально отреагировал на визит Дмитрия Медведева на Кунашир и российско-японские отношения упали до самого низкого уровня за весь постсоветский период. Это показывает, что любой японский политик в отношениях с Россиией будет всегда ставить на первое место территориальную проблему. Это будет подаваться под сосусом заключения мирного договора», — говорит он.
Однако второе пришествие Абэ ознаменовалось нахождением общего языка с Владимиром Путиным. В апреле 2013 года состоялся первый за десять лет визит японского премьера в Россию, что послужило толчком в наших отношениях. Абэ оказался единственным из западных лидеров, кто приехал на открытие Олимпиады в Сочи. Несмотря на то, что сейчас Япония присоединилась к антироссийским санкциям, они с ее стороны носят номинальный характер. Абэ понимает, что не стоит портить отношения с Россией в условиях резкого обострения с Китаем, Южной Кореей и КНДР.
По мнению Кистанова, то, что Абэ будет еще четыре года у власти — хорошо для России. Он известный нам уже политик, его действия можно прогнозировать и выстраивать внятную стратегию. До него в Японии за семь лет сменилось семь премьер-министров и в таких условиях было трудно что-то серьезное предпринимать.
«В целом выборы показали, что в Японии как была все послевоенное время по сути однопартийная система, так и осталась. ЛДПЯ находится у власти всегда за исключением двух эпизодов: в 90-е премьером был социалист, а в 2009—2012 гг. правила Демократическая партия. Но ДПЯ является сборной солянкой, многие деятели которой являются выходцами из ЛДПЯ», — заключает он.