О «Турецком потоке» можно забыть: Эксперты обсудили введение санкций в отношении Турции

30 ноября 2015 / 13:55

Чартерные перевозки из России в Турцию почти полностью свернуты, усилены меры безопасности. Это один из пунктов указа президента Владимира Путина, согласно которому в нашей стране вводится комплекс специальных экономических мер в отношении Анкары. Постановление стало ответным шагом на атаку российского самолета Су-24, выполнявшего авиаудары по боевикам запрещенной группировки Исламское государство в Сирии. Директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков и политолог Михаил Делягин прокомментировали введение санкций в отношении Турции.

Также согласно указу, для граждан Турции отменяется безвизовый въезд на территорию России, запрещается ввоз определенных товаров и приостанавливается деятельность турецких компаний. Москва замораживает ряд совместных проектов. В кратчайшие сроки правительству России поручено разработать план по контролю за турецкими автоперевозчиками.

«Сейчас все складывается так, что Россия, бесспорно, обязана была отреагировать на то, что был сбит наш самолет. Турция не принесла своих извинений, она пошла по путь эскалации. Анкаре надо понимать, что она совершила агрессию против мировой державы. Соответственно, надо нести за это ответственность. Экономические санкции — это асимметричный ответ, который достоин великой державы. Это не «зуб за зуб», это «что хотели, на то и напоролись», — считает Аватков.

«Мы не стали сбивать их самолеты. Это было бы неправильно. Правильно — ответить асимметрично, чтобы турецкий бизнес, турецкий избиратель понял, что с таким режимом, как режим Эрдогана, иметь дело не стоит. Чтобы это по минимуму коснулась турецких граждан, чтобы они больше посмотрели в сторону России и постарались понять её позицию», — утверждает эксперт.

«Это самое главное — ни в коем случае нельзя ссорить сами народы, потому что и среди россиян, и среди турок, есть много тех, кто недоволен такого рода разрывом отношений. При этом все возлагают вину на разные стороны. Мне хочется верить, что когда-нибудь со сменой „террористического“ режима Эрдогана, Россия и Турция все же смогут прийти к дружеским отношениям. Для этого должен пройти не один год, если мы не увидим сейчас очень четкого посыла со стороны Турции, что они готовы принести свои извинения, и если они будут готовы прекратить взаимодействие с „Исламским государством“», — прокомментировал ситуацию старший преподаватель Дипломатической Академии МИД РФ, кандидат политических наук, директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков в интервью «Политаналитике».

«Наши санкции довольно адекватные, четкие, серьезные. Запрет на работу для турецких граждан во многих сферах, это больно ударит не столько по гражданам, которые всегда могут найти работу, если не в России, то где-то еще, сколько по компаниям, которые использовали этих граждан, я говорю в первую очередь о турецких компаниях. Ударит по турецкому бизнесу, который действует в России. Для нас это очередной вызов, очередная возможность в плане импортозамещения», — добавил Аватков.

О том, как ситуация отразится на дальнейших отношениях Москвы и Анкары, порталу «Политаналитика» рассказал политолог Михаил Делягин.

«Для двухсторонних отношений это значит не больше, чем уничтожение нашего самолета. Если турки думают, что они будут сбивать наши самолеты и после этого все останется по-прежнему, то они очень нелепые люди. Для Турции наши санкции означают потерю достаточно существенных денег, потому что и турецкие строители у нас работали, и огромные потоки российских туристов в Турцию были. Все это приносило большой доход. Правда, надо сказать, что масштабы мы пока не знаем, их определит только правительство», — полагает глава ИПроГ.

«Однако для нас это не будет означать неудобств, потому что турецкие строители в нынешних условиях являются лишними на нашем рынке. Очень обидно терять Турцию как туристическое направление, но в целом туризм сохранится. А если кто-то хочет отдыхать вместе с боевиками ИГ (организация запрещена в РФ) — здесь нет таких проблем», — считает он.

«Для нас значительно большей проблемой является потеря Египта, потому что хотя в Египет ездило меньше людей, но там был отдых зимой, в отличие от Турции. Турецкие потоки легко переориентируются на ту же Грецию. Турция очень сильно подорожала за последние 10 лет. А Египет заменить нечем, поэтому у нас задача помочь египетскому государству в преодолении терроризма и восстановлении турпотока», — комментирует Делягин.

И констатирует: «О „Турецком потоке“ можно забыть. Мы в Турцию больше не будем поставлять газ. У них это национальная мечта, так что, скорее всего, теперь это будет Германия. И Турция потеряет со временем тот газ, который сейчас получают через Украину от нас. Конечно, потом этот поток может восстановиться, если они не будут выкручивать руки, как они перестанут вести себя так, как ведут сейчас, если не будут заниматься террористической деятельностью на территории Сирии».

Источник


тэги
Турция; 
Су-24; 
санкции; 
Россия; 
Путин; 

читайте также
Эксперт ЦПА прокомментировал "помидорную войну" между Турцией и Россией
Откровения Эрдогана
Выстрел из прошлого
Неожиданное ожидаемое
Подиум и эшафот