Управленческое сокращение

09 сентября 2014 / 20:49

8 сентября стало известно об упразднении сразу трех федеральных ведомств: Рособоронпоставки, Рособоронзаказа и Минрегиона. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев мотивировал такое решение желанием избавиться от дублирования функций в правительстве. Эксперты согласны: такая оптимизация логична, к тому же для бюджета небольшая экономия.

Президент слегка подправил накануне систему госуправления. А именно: были упразднены Министерство регионального развития, а также Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федеральная служба по оборонному заказу.

Полномочия Минрегиона были перераспределены между несколькими ведомствами: Минэкономразвития, Министерством финансов, Минкультуры, Минстроем и Минюстом. Полномочия Рособоронпоставки и Рособоронзаказа были, соответственно, переданы Министерству внутренних дел, МЧС, Министерству обороны, Службе внешней разведки, Федеральной службе безопасности, Госнаркоконтролю и ФСО.

Судьба Минрегиона в нынешнем кабинете министров вообще была непростой. Начать хотя бы с того, что первый глава ведомства Олег Говорун покинул свой пост после критики в адрес работы министерства президентом, не проработав и полугода на своей должности. Кроме того министерство постепенно лишалось своих полномочий. В ноябре 2013 года было образовано министерство строительства и ЖКХ. Также за последние годы было сформировано сразу несколько региональных министерств. Еще 21 мая 2012 года было создано министерство по делам Дальнего Востока, позднее к нему добавились аналогичные ведомства по Северному Кавказу и Министерство по делам Крыма. Фактически сроки ликвидации Минрегиона стали вопросом здравого смысла.

Именно об этом и рассказал Дмитрий Медведев на встрече с Владимиром Путиным. «Правительство – не застывшая структура, оно должно меняться. В соответствии с рядом Ваших указов за последнее время были созданы органы управления, которые занимаются решением экономических и социальных задач по территориальному признаку, а именно Министерство по развитию Дальнего Востока, Министерство по делам Крыма и Министерство по развитию Северного Кавказа. Таким образом, мы, по сути, в известной степени перешли к территориальному принципу управления, что даёт определённые результаты. Может быть, пока их не так много, но в этом есть смысл. Плюс было создано Министерство, которое занимается делами строительства. Таким образом, значительная часть компетенции Министерства регионального развития оказалась развёрстана между новыми министерствами», - заявил Медведев.

Также Медведев описал и смысл ликвидации Рособоропоставки и Рособоронзаказа. «Сегодня исходя из того, что один орган находится в компетенции правительства, в структуре правительства – как принято говорить, под правительством, это Рособоронзаказ, а Рособоронпоставка исторически оставалась в структуре Министерства обороны, также есть предложение оба этих органа упразднить с тем, чтобы сконцентрировать всю полноту работы в Министерстве обороны, с одной стороны, по поставкам продукции военно-технического назначения, а если говорить о контрольных функциях, то они будут исполняться Министерством промышленности и торговли, с одной стороны, Федеральной антимонопольной службой и в силу компетенции – Счётной палатой. То есть это тоже не приведёт к каким-то проблемам, но в то же время позволит оптимизировать структуру правительства и с точки зрения этих органов», - заявил премьер.

Владимира Путина эта логика вполне удовлетворила. «Мы с Вами уже обсуждали это раньше. Если Вы сами считаете, что это целесообразно, то давайте так и сделаем», - отметил согласился с премьером президент.

Опрошенные Центром политического анализа эксперты полагают, что такая оптимизация вполне логична. «Упразднение Минрегиона вполне закономерно, поскольку значительная часть его функций была передана двум министерствам – по делам Дальнего Востока и по делам Крыма», - говоритзаведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков. По его словам, «там столько задач, такая необъемная в прямом смысле слова работа, что это решение было вполне логичным». «Таким образом несколько территорий и без того были выведены из-под Минрегиона. Кроме того, Минрегион пересекался в своей работе с отраслевыми министерствами, так что передача функций Минпромторгу и иным министерствам вполне логична. Стремление избавиться от дубляжа функций вполне закономерно», - полагает эксперт.

«Правительство получило более простую, но при этом не упрощенную управленческую схему», - уверен Поляков. Есть, по его оценке, тут и логика экономии бюджета. «Никто не отменял установку на сокращение расходов на госаппарат, об этом и Дмитрий Медведев говорил в своем докладе президенту. Пусть это небольшая экономия, на несколько десятков миллионов, но сокращение расходов никогда никому не вредило. Тем более в нынешних непростых условиях, когда экономический рост небольшой, существует угроза санкций, а социальный мандат никто не отменял», - резюмирует Поляков.

«Несмотря на то, что эти решения были приняты практически одновременно, причины у этих двух решений (то есть у упразднения Минрегиона, с одной стороны, и Рособорронпоставки и Рособорогнзаказа с другой) разные», - полагает политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. По его словам, решение о ликвидации Минрегиона не стало неожиданным. «Был длительный период обсуждения, в том числе в экспертной среде о целесообразности сохранения этого органа. К тому же из ведения Минрегиона не так давно был изъят такой важный блок как ЖКХ, не стоит об этом забывать», - говорит политолог.

«Вообще, имея дело с такой большой и сложной страной, как Россия, с ее множеством укладов и региональных особенностей, наверно нерационально управлять этим из одного министерского центра. Создание министерства регионального развития в этом плане представляется экспериментом, который, как стало ясно попрошествии времени, дал отрицательный результат. Соответственно, возможной стала передача функций Минэкономразвития, Минфину и другим ведомствам и никто ничего не теряет», - рассуждает он.

С ним солидарен директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин: «Упразднение Минрегиона связано с тем, что в правительстве был создан ряд структур, которые во многом дублировали функции Минрегиона – то же министерство ЖКХ». «Так что логика была в том, чтобы избежать двойного-тройного регулирования, не создавать дополнительную головную боль для губернаторов и так далее. Кроме того, министр Слюняев не имел сильных федеральных покровителей. Но уволили его по-хорошему и сопоставимую по статусу работу ему найдут», - считает эксперт.

Иную логику усматривают эксперты в ликвидации Рособоронпоставки и Рособоронзаказа. «Что до упразднения ведомств, связанных с оборонным заказом, то это следствие давнего соперничества Минобороны с предприятиями оборонной промышленности. Соперничество это заключается в том, что Минобороны и оборонная промышленность решают, у кого из них будет первое слово. Очевидно, что сейчас преимущество тут у Минобороны, а Сергей Шойгу в чисто аппаратном плане сильнее вице-премьера Дмитрия Рогозина», - полагает Зудин.

Павел Салин напоминает о другом обстоятельстве: «Недавно в прессе была публикация, по всей видимости правдивая, о том, что Путин лично возглавит военно-промышленную комиссию». «Статус ее, соответственно, возрастет и функции закупок, весьма вероятно, будут замкнуты на нее», резюмирует эксперт.

Михаил Захаров
 

Архивный материал.
Упразднение Рособоронпоставки и Рособоронзаказа – результат победы Минобороны / читать
Упразднение Минрегиона вполне закономерно / читать
Слюняеву найдут сопоставимую по статусу работу / читать