3 марта премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче функции заказчика по проекту строительства моста через Керченский пролив акционерному обществу, создаваемому госкомпанией «Российские автомобильные дороги». Центр политического анализа попросил экспертов оценить экономические выгодах от этого строительства и подробнее рассказать о перспективах российских инвестиций в экономику Крыма.
Согласно документу, опубликованному на сайте правительства России, создаваемая «дочка» «Автодора» станет заказчиком проведения инженерных изысканий и разработки технико- экономического обоснования проекта. Срок завершения данных работ — до 1 ноября текущего года. Финансирование предусмотренных распоряжением работ поручено обеспечить Внешэкономбанку.
При этом на саму госкомпанию «Автодор» тем же распоряжением Дмитрия Медведева возложены обязанности по выполнению с российской стороны положений Соглашения с Украиной от 17 декабря 2013 года «О совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив». Поэтому Минтрансу Р. Ф. поручено уведомить об этом решении украинскую сторону, а также в месячный срок подготовить необходимые корректировки в программу деятельности «Автодора» на период до 2020 года.
Как отметил Медведев на совещании с вице-премьерами, «в надежном и недорогом сообщении между Таманским полуостровом и Крымом заинтересованы и в России, и на Украине — как и в развитии дополнительных каналов для торговли, совместных инвестиционных проектах».
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, в целом одобрили ускорение работы над этим проектом.
С точки зрения директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова, всё то, что сегодня происходит в политической жизни Украины, рано или поздно закончится, а транспортное сообщение между Крымом и Краснодарским краем останется, и трудно переоценить значение этого нового транспортного коридора.
«Это поможет организовать масштабный транзит грузов. В частности, думаю, должен скорее начать решаться вопрос с Абхазским участком железной дороги, чтобы организовать транзит из Ирана в Европу. Плюс Крым получает, таким образом, сухопутную границу с Россией, это крайне важно для Крыма, учитывая перспективы обретения регионом большей автономии», — полагает Мартынов.
Оценивая перспективность российских инвестиций в экономику Крыма, Мартынов полагает, что в случае дальнейшего сближения Крыма с Россией возможен серьезный экономический скачок в развитии Крыма.
«На Крымском шельфе находятся месторождения углеводородов, которые украинское правительство, в силу то ли нежелания, то ли экономического бессилия, так и не стало разрабатывать. Также очевиден огромный туристический потенциал Крыма».
Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, заведующий отделом СНГ Александр Крылов обращает внимание на тот факт, что Керченский мост может очень сильно понадобиться в том случае, если возникнут проблемы в коммуникациях между Крымом и остальной Украиной.
Однако эксперт полагает, что, хотя нашему правительству сейчас необходимо демонстрировать крымчанам экономические перспективы, выгоды от сближения с Россией, до тех пор, пока ситуация на полуострове и в самой Украине не прояснится, масштабные инвестиции в крымскую экономику со стороны России вряд ли будут происходить.
Научный руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин полагает, что проект Керченского моста не имеет прямого отношения к событиям на Украине, однако уверен, что задача соединить Крым с Россией транспортным коридором давно назрела.
«Подобный мост, во-первых, интенсифицирует уже имеющиеся транспортные связи, во-вторых, создает узловую точку для создания более глобального транспортного коридора по широтной отметке Керченского пролива. Главное переехать через водную преграду, а далее образуется уже широкий коридор», — отмечает Блинкин.
Размышляя о перспективах строительства моста, Блинкин высказал мнение, что скорее всего, будут привлечены частные инвестиции. «Насколько я понял, поскольку функция заказчика передана дочке „Автодора“, будут искаться внебюджетные источники финансирования. Задача довольно сложная, проект очень дорогой, но в то же время перспективный. Возможно, последующая эксплуатация будет осуществляться на платной основе. В нынешней ситуации выстроить экономическую модель будет достаточно непросто, но уже есть поручение правительства, значит, работа началась», — рассказал эксперт.