8 сентября в России завершились порядка 7 тысяч выборных кампаний. По их итогам должно быть замещено в общей сложности более 41 тысяч 600 мандатов. На вакантные выборные места претендовало более 106 тысяч соискателей. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, называют прошедшие выборы открытыми и конкурентными, заслугой чему – политическая реформа, стартовавшая в России в прошлом году.
Единый день голосования впервые проводится в России в сентябре. Ранее региональные и муниципальные выборы проходили дважды в год - в марте и октябре. 8 сентября выборы разного уровня прошли в 80 из 83 субъектов Росси. В восьми регионах - Чукотском автономном округе, Хабаровском, Забайкальском краях, Хакасии, Владимирской, Магаданской, Московской областях и Москве - прошли выборы глав субъектов Федерации. Кроме того, руководители республик избирались парламентами Дагестана и Ингушетии. В 16 субъектах России состоялись выборы депутатов законодательных органов государственной власти. Региональных депутатов выбирали в Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Республике Саха (Якутия), Хакасии, Чеченской республике, Забайкальском крае, Архангельской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Ростовской, Смоленской, Ульяновской и Ярославской областях. В восьми административных столицах субъектов РФ прошли выборы мэров, в 12 столичных городах - депутатов городских законодательных (представительных) органов власти.
Как показывают предварительные итоги голосования, в большинстве случаев «Единая Россия» подтвердила свое право называться лидирующей политической силой страны. Конечно, были и неожиданности. К ним можно отнести достаточно высокий результат Алексея Навального по итогам голосования в Москве. Ранее для этого кандидата считалось за успех набрать около 25% голосов.
Победа кандидата на пост главы Екатеринбурга от «Гражданской платформы» Евгения Ройзмана была спрогнозирована экспертами Центра политического анализа (см. материал «Интрига №2» от 30 августа). Глава неоднозначно воспринимаемого в обществе фонда «Город без наркотиков» набрал более 33%, в то время как его ближайший конкурент Яков Силин, выдвинутый «Единой Россией», смог заручиться поддержкой порядка 29% избирателей, пришедших к урнам.
С некоторой натяжкой к ряду неожиданностей можно отнести разве что победу в губернаторской гонке в Забайкальском крае кандидата от «Справедливой России» Константина Ильковского. С натяжкой по той причине, что многие эксперты еще задолго до выборов прочили победу именно ему.
Среди особенностей Единого дня голосования – довольно низкая явка избирателей и незначительный уровень нарушений. Так, по данным Российского фонда свободных выборов, на их «горячую линию» пришло в 2,5 раза меньше нарушений, чем в 2012 году.
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, выделили ряд характерных особенностей состоявшихся выборных кампаний. Главные из них – конкурентная борьба и прозрачность выборов.
Директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов уверен: «Единый день голосования показал, что политическая система страны динамично меняется в контексте политической реформы, о которой было объявлено в прошлом году». «Причем система меняется и количественно, и качественно, - уточнил он. - Становится не просто больше партий, но и число игроков, наращивающих свой вес с целью войти в политический топ федерального уровня, либо состояться в своих регионах или же выйти на лидерские позиции на муниципальном уровне».
«В целом, обеспечена конкурентная свободная политическая среда, в рамках которой могут конкурировать партии, отдельные игроки. При этом обеспечивается честный подсчет голосов, имеются возможности для общественного наблюдения, для контроля со стороны общества за ходом голосования»
«Во многих города, регионах получили неплохие результаты не только партия «Единая Россия», которая, кстати, нарастила свой результат по сравнению с 2011 годом и сохраняет свое уверенное лидерство, неплохие результаты имеют системные партии и те партии, которые ранее были менее заметны, - заметил Миронов. - Наметился, если так можно сказать, второй эшелон партий. Они занимают неплохие места. «Патриоты России», «Родина», «Гражданская платформа» неплохо сработала на выборах, причем не только на выборах, где были яркие политики, но и там, где проходили парламентские выборы, есть регионы, где партия преодолела 5% барьер и у нее будут мандаты».
Миронов замечает, что «тот факт, что в некоторых городах, где была интрига, явно наметилась победа оппозиционных кандидатов, говорит о том, что политическая реформа обеспечила реальную политическую конкуренцию на выборах». «Это соблюдается, это делается, это не пустые слова, ведь многие обвиняли, что реформа является неким «прикрытием» Это не так», - подчеркнул эксперт.
Схожего мнения придерживается и заместитель руководителя Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин.
«Тезис об усилении конкуренции в российской политике в полной мере нашел свое подтверждение», - считает Зудин.
«В ходе осеннего Единого дня голосования повсеместно на выборах был конкурентный сценарий, - уверен он. - Можно говорить лишь о том, что интенсивность этой конкуренции испытывала колебания в зависимости от уровня выборов и в зависимости от конкретных территорий, но везде выборы были конкурентными. Кроме того, предпринимались повышенные меры для того, чтобы результаты выборов и сама кампания пользовались общественным доверием. Мы знаем, что в целом ряде случаев происходили своего рода интервенции со стороны Центризбиркома, когда он вмешивался и побуждал региональные избирательные комиссии восстанавливать справедливые условия конкуренции».
«Те результаты, которые получены – это результаты законные и легитимные, к ним не могут быть предъявлены никакие серьезные претензии, а значит, объективных предпосылок для протестных действий просто нет»
Тем не менее, некоторые эксперты резонно полагают, что результаты голосования устроят не всех.
«Можно говорить, что состоявшиеся выборы были честными, прозрачными и конкурентными, пока не доказано обратное», - уверен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«В ходе кампании некоторые оппозиционеры говорили о нарушениях, но они же и признавали, что эти нарушения носят эпизодический характер и не являются массовыми, - уточнил Мухин. - На самом деле Кремль создал своеобразный эталон, довольно строго наказав региональному начальству соблюдать принципы прозрачности и честности выборов. На этот раз такая установка сработала. В прошлые разы региональные власти, на мой взгляд, все же допускали серьезные нарушения, что отражалось на результатах. Теперь даже в ходе выборов, до дня голосования, оппозиция не имела возможности аргументировано доказать, что выборы являются нечестными. И поэтому особенно странно сейчас звучат их обвинения в том, что выборы сфальсифицированы и не легитимны. Понятно, что у оппозиции мотивация довольно проста: им не понравились результаты голосования».