Гражданам возможно придется платить за коммунальные услуги за месяц вперед, а не по факту их получения. Такое предложение было рассмотрено правительством в целях укрепления финансовой дисциплины в коммунальной сфере. По мнению экспертов, такая мера может вызвать резкое недовольство населения. Другой вопрос способна ли предоплата услуг ЖКХ помочь решить ситуацию с неплатежами, большинство из которых на совести предприятий и организаций.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании 29 октября принял ряд решений по укреплению платежной дисциплины в сфере поставок природного газа. Об этих решениях стало известно только вчера и в числе рутинных мер управленческого характера не сразу обратили внимание на поручение, непосредственно касающееся всего населения страны.
Ряду министерств и ведомств поручено совместно с ОАО «Газпром» проработать вопрос об установлении ежемесячной платы за ЖКХ до 10-го числа текущего месяца с возможностью предоплаты.
Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджемент» Дмитрий Баранов рассказал Центру политического анализа, что эффективнее было бы совместить переход к предоплате по ЖКХ с предложением профильного комитета Госдумы, согласно которому те, кто платят вперед, платят меньше. «Если оставить тарифы на прежнем уровне – абсолютно ничего не изменится, и неплатежи как были, так и останутся», - уверен он.
По мнению эксперта, население платит за ЖКХ нормально.
«Количество неплательщиков среди граждан мало. Скорее тут надо говорить об организациях и разбираться с каждым долгом в отдельности. Идея о том, что предоплатная система позволит собрать больше денег - не будет работать. Во-первых, она не позволит справиться с неплатежами, они останутся. Во-вторых, не намного увеличатся собираемые денежные средства»
Баранов указывает на принципиальную невозможность заставить потребителя платить с помощью таких решений. «Прописать вы можете все что угодно, но если человеку удобнее платить постфактум, то он и будет так делать. Поэтому предложение перейти к предоплате оно просто из серии «что еще сделать в сфере ЖКХ, чтобы хоть как-то изменить ситуацию», - убежден он.
Эксперт предупреждает, что предложение перейти на новый порядок оплаты ЖКХ в ходе проработки может быть кардинально изменено, поэтому прогнозировать реакцию населения еще рано. «Да, для населения это будет означать определенные неудобства. Придется переформатировать свои семейные бюджеты. Но будут ли по этому поводу протесты, никто сказать не может», - отмечает он.
Глава аналитического отдела ГК «Альпари» Александр Разуваев уверен, что к новому порядку выплат за ЖКХ россияне привыкнут быстро, как привыкли к предоплате сотовой связи и интернета. «Почти все россияне пользуются сотовой связью. Конечно, тарифные планы бывают разные, но в основном включают в себя предоплату. Также предоплаты требует интернет и людей это не нервирует. Поэтому на самом деле ничего страшного в этом нет, хотя реакция людей будет, безусловно, резко негативной и жесткой», - отмечает он.
По словам аналитика, мера не такая страшная, как кажется на первый взгляд, но граждан, безусловно, разозлит. Особенно в регионах.
«Но если помните, когда мы перешли на международный стандарт оплаты сотовой связи в 2004 году и звонки на мобильные со стационарных телефонов стали платными, это поначалу вызвало резкое негодование, но потом все привыкли», - напоминает он.
Бывший заместитель начальника отдела развития ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (Санкт-Петербург) Игорь Филимонов удивлен самой постановке вопроса. «Я не совсем понимаю, как можно брать предоплату в сфере ЖКХ. Если у людей стоит счетчик, то они должны платить по счетчику, согласно количеству потребленной воды, тепла и т.д.», - недоумевает он.
По его словам, платят «Газпрому» не потребители, а управляющие организации. Концерн не имеет никаких отношений непосредственно с потребителями.
«От того, что начнут брать предоплату за ЖКХ не факт, что управляющие организации начнут дисциплинированнее перечислять деньги «Газпрому»
Также Филимонову не очень понятно, насколько возможно с правовой точки зрения брать деньги за еще не предоставленные услуги. «По-моему это не очень нормально», - считает он.