Противостояние сил правопорядка и радикальной ультранационалистической оппозиции в Киеве продолжается уже четвертый день и, видимо, не собирается утихать. Российские и украинские эксперты, опрошенные Центром политического анализа в связи с ситуацией в Киеве, отмечают, что радикальные националисты из «Правого сектора», ставшие центральной силой на «Евромайдане», выполняют функцию легитимизации основных оппозиционных лидеров, потерявших контроль над ситуацией.
В среду, 22 января в районе проведения митингов в центре Киева, по данным СМИ, погибли трое митингующих. Между тем, около 18.00. четверга в Киеве должен начать очередной раунд переговоров между представителями власти и лидерами оппозиции. По данным СМИ, протестующие и милиция договорились о «часе тишины» на период до 20.00 (22:00 мск) четверга – на время перемирия, в ходе которого лидеры оппозиции в очередной раз встретятся с президентом Виктором Януковичем, обе стороны пообещали не предпринимать активных действий. Мы спросили у экспертов о действующих субъектах противостояния и предложили им дать свой прогноз на ближайшее будущее.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский возлагает большие надежды на переговоры между властью и лидерами оппозиции. По мнению Погребинского, «обнадеживает тот факт, что Кличко и другие видные оппозиционеры призвали протестантов прекратить беспорядки на время переговоров, и митингующие послушались их».
Президент издательского дома «Регнум» Модест Колеров наоборот скептически смотрит на расстановку сил в Киеве.
«Есть агрессия, нападение радикальной оппозиции и слабые, безуспешные попытки силовых структур им противостоять. Речь идет о попытке уличного переворота, который в течение последних дней сама власть не хочет подавить»,- полагает Колеров.
Также, по мнению эксперта, взявший ответственность за беспорядки одиозный «Правый сектор», не может быть самостоятельным политическим субъектом.
«Кем бы они ни были: выпускниками лагерей подготовки, участниками фанатских группировок, - они не могут финансировать сами себя. Без участия легальной политической оппозиции «Правый сектор» не мог бы возникнуть ни с экономической, ни с организационной точки зрения. Это обычная схема: радикальное крыло, даже в какой-то степени выходя из-под контроля, всё равно продолжает взаимодействовать с политическим руководством», - считает Колеров.
«Именно «Правый сектор» и только он сейчас дает основания оппозиционным лидерам приходить на переговоры с Януковичем»
Заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерий Коровин также не считает деятельность «Правого сектора» политически самостоятельной. «Тут нельзя говорить о какой-то субъектности», - утверждает он.
«Имея представление о националистических настроениях в определенных средах украинского общества, Запад управляет подобными настроениями, канализирует их, компонуя с другими выгодными в текущий момент факторами. Когда мы говорим о «Правом секторе», мы говорим о сетевой войне США против России на территории Украины. Конечно, война идет не за возможность бандеровцев гоняться по Киеву за русскими и евреями, а за геополитический контроль над регионом»,- уверен социолог.
Также, по мнению Коровина, украинские власти подвела их собственная инфантильность и нежелание выбирать геополитические ориентиры. Именно попытки украинской элиты торговаться с Россией и привели страну к состоянию коллапса и хаоса, полагает эксперт.