На уровень коррупции влияют СМИ

24 октября 2013 / 18:59

Опрос социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) зафиксировал: россияне уверены в том, что на протяжении последних нескольких лет местные чиновники стали более коррумпированы. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, спорят о том, что так могло повлиять на восприятие респондентами образа регионального чиновничества.

На этой неделе ВЦИОМ обнародовал данные  опроса, проведенного в начале октября, который был посвящен оценке гражданами России степени распространения коррупции в стране в целом и в их конкретном населенном пункте. Социологи также спрашивали респондентов о том, какие сферы признают граждане наиболее коррумпированными, приходилось ли опрашиваемым давать взятки в течение последнего года, и при каких обстоятельствах это происходило.

Социологи свидетельствуют - степень распространения коррупции в обществе в целом, по мнению респондентов, остается высокой. Так считают 80% опрошенных. Но, пожалуй, «главными героями» опроса ВЦИОМ стали местные чиновники. Наиболее коррумпированной сферой гражданами признается именно власть на местах. Причем с каждым годом респонденты все чаще указывают на подверженность местной власти этой проблеме: за пять последних лет доля людей, которые считают именно так, выросла с 28% до 39%.

Центр политического анализа попытался выяснить у экспертов, с чем же связан столь значительный рост негативных оценок, если вспомнить, что в России сегодня ведется широкая антикоррупционная кампания. Эксперты, не отрицая самого факта, что местные чиновники способны брать взятки (и подчас они их берут, что становится известно, когда их задерживают с поличным), указали на причины, способные повлиять на восприятие уровня коррупции в обществе и, как следствие, на результаты опроса социологов.

В частности, на «эффект» СМИ указали те, кто воспитывает будущих российских чиновников – преподаватели профильных вузов.

Доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы МИГСУ РАНХиГС Владимир Ботнев напомнил, что «в вопросе коррупции стало больше открытости, гласности». «Мы понимаем, что раньше было мало коррупционных скандалов, а когда президент России за это взялся, то появилось много материалов по этому поводу, в том числе и в Интернете», - уточнил он.

«Коррупции сколько было, столько и есть, а вот восприятие этой коррупции, которое связанно с широким освещением прецедентов в СМИ и Интернете, подвигло людей сделать выводы, что коррупции стало больше» Эксперт: Ботнев Владимир Константинович

«Коррупция носит латентный характер, и мы видим вершину айсберга. Это болото начали шевелить, вот народ и решил, что ее стало больше. Возможно, коррупции стало даже немного меньше, поскольку люди стали бояться брать взятки после объявления тотальной борьбы с этим явлением», - предположил эксперт.

О влиянии масс-медиа говорит и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

«В России идет широкая информационная кампания по борьбе с коррупцией, - напомнил Кабанов. - СМИ публикуют и показывают сюжеты о громких делах. Люди смотрят их и считают, что уровень коррупции среди чиновников растет. На первом этапе подобных кампаний у граждан традиционно происходит рост коррупционного восприятия».

Кабанов также отметил, что «люди часто не идентифицируют чиновников, они не разделяют их на федеральных, региональных и муниципальных».

«Условно говоря, человек пришел решать свой вопрос в региональное отделение федерального ведомства и с него требуют незаконное денежное вознаграждение. Он не понимает, что это федеральный орган, ведь он пришел к чиновнику в своем городе и «записывает» его в опросе в чиновника местного. Поэтому и растет общий процент считающих, что коррупции среди чиновников на местном уровне становится все больше и больше» Эксперт: Кабанов Кирилл Викторович

В свою очередь, заместитель декана МИГСУ РАНХиГС, заведующая кафедрой антикризисного управления социально-экономическими системами Галина Ивлева напоминает, что цифры социологов нужно подвергать анализу.

«Люди говорят о росте коррупции по разным причинам. В свое время, когда мы проводили опросы, то выявилась интересная закономерность: выше оценивают уровень коррупции те, кто с ней меньше сталкивается. Когда мы берем обычного обывателя, он дает оценку уровня коррупции гораздо выше, чем, допустим, предприниматель, который по природе своей вынужден вступать в подобные связи». Эксперт: Ивлева Галина Юрьевна

Ивлева также напомнила, что существуют разные типы коррупции. «У нас есть, скажем, бытовая коррупция, и она в последнее время стала уменьшаться, поскольку у нас появились альтернативы, - пояснила она. - Бытовая коррупция – это рынок покупателя. Захотим мы в коррупционную сделку вступить – вступим, не захотим – не вступим. То есть, альтернатива есть. А вот когда мы говорим о деловой коррупции, то там, действительно, выбор не очень большой. Более того, сами предприниматели не хотят ломать коррупционные схемы, поскольку это их конкурентное преимущество. Они не очень хотят выступать единым фронтом против коррупции, несмотря на то, что им предлагали помощь РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА России. Предприниматели понимают, что тот, кто получил доступ к административному ресурсу, в том числе с помощью взятки, тот получил конкурентное преимущество на рынке».

«Поэтому с оценками социологов тоже нужно разбираться, - подчеркивает эксперт. – Уж, извините, методология социологических опросов очень часто и определяет результаты исследования. Нужно смотреть, какие вопросы были заданы, какие респонденты на них отвечали».

Архивный материал.
Коррупция идет вниз / читать
Коррупции сколько было, столько и есть / читать
Выше оценивают уровень коррупции те, кто с ней меньше сталкивается / читать