Муниципальный налоговый тупик

25 декабря 2013 / 18:30

Реформирование местного самоуправления (МСУ) с подачи президента, упомянутое в Послании Федеральному собранию РФ, стало темой для обсуждения в экспертной среде. Конечно, говорят об этом сегодня и сами муниципалы. Но и те, и другие в комментариях Центру политического анализа говорят о том, что все упирается в деньги, а точнее в налоги, остающиеся у МСУ.

Скорее всего, предстоящий 2014 год во многом пройдет под знаком реформы местного самоуправления. Тему задал президент Владимир Путин в своем Послании федеральному собранию РФ. Но обозначена она была рамочно, глава государства лишь указал на то, что следует вести речь о «развитии сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах», которая должна реально приблизиться к людям.

Посыл президента не остался незамеченным. По некоторым данным, проект реформы МСУ может появиться уже к весне. На минувшей неделе была создана рабочая группа из представителей обеих палат российского парламента, мэров, членов Общественной палаты. Группа займется разработкой предложений по возможной реформе.

Широкая дискуссия сегодня только набирает оборот, но большинство экспертов и представителей муниципальной власти говорят о необходимости децентрализации и пересмотре принципов финансирования МСУ в части закрепления за ними тех или иных налогов, обеспечивающих выполнение возложенных на МСУ полномочий.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Зубаревич Наталья указывает на то, что «муниципальная реформа имени господина Козака оказалась бессмысленной, о чем и предупреждали». «Было создано огромное количество муниципалитетов на уровне поселений без ресурсов, - напомнила она. - Фактически было добавлено 200 тысяч низовых чиновников».

«Нужно пересматривать систему местного самоуправления в части низовых, городских поселений, из которых (многих из них) следует делать городские округа» Эксперт: Зубаревич Наталья Васильевна

По словам Зубаревич, в отношении денег, которыми обладают муниципалитеты на исполнение своих функций, мы имеем объективную ситуацию. «Только 5% муниципалитетов зарабатывают, у остальных просто нет налоговой базы, - заметила эксперт. - Но даже если посмотреть на систему межбюджетных отношений, то трансферты получают все, потому что деньги в регионах централизованны на уровне бюджета субъекта РФ. И одна из причин нынешнего положения дел – неравномерное распределение налоговой базы. Простого решения здесь нет».

«Именно поэтому местному самоуправлению нужна децентрализация, - подчеркнула Зубаревич. - Причем децентрализация на обоих уровнях: и от центра к регионам, и от региона к муниципалитетам. Это все равно придется делать».

Зубаревич высказалась категорически против городских последний. «Нужно делать городские округа с нормальными полномочиями, - считает она. - С сельскими низовыми поселениями нужно разбираться, потому что у них вообще нет налоговой базы за редким исключением. Это вопрос дальнейшей дискуссии, поскольку очевидного решения нет».

Эксперт также полагает, что не стоит отменять прямые выборы мэров путем переноса их исключительно на уровень поселений, как предлагают некоторые эксперты. «Это типичное сиюминутное политическое решение, - уверена она. - Власти прекрасно понимают, что они проигрывают крупнейшие города и не хотят, чтобы там были выборы. А поселения, если взять все региональные консолидированные бюджеты, то на их долю в доходах приходится лишь 5%. Логика такова: ну, пусть поиграют в выборы, деньгами они все равно не распоряжаются, поскольку они по факту высоко дотационные».

В свою очередь, депутат Госдумы, член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, экс-мэр Омска (2005 – 2011 г.г.) Виктор Шрейдер также не одобряет отмену выборов мэров.

«Если говорить о предложениях не выбирать мэров городов, то с этим все понятно, - полагает он. - Есть Конституция, есть 131-й закон, есть мнение президента, которое он высказал в ходе оглашения Послания Федеральному собранию РФ. Владимир Путин однозначно определил свою позицию: мэр – выборная должность. Я думаю, по этому вопросу дискутировать не стоит».

По поводу возможного слияния сельских и районных поселений в рамках реформы МСУ, а такое  предложение также сегодня дискутируется, Шрейдер отмечает, что «здесь логика есть, но опять-таки нужно смотреть, где это укрупнение объективно необходимо, а где – нет с точки зрения позиции населения и ряда других факторов». Нужен индивидуальный подход в каждом конкретном случае, - настаивает депутат. - На мой взгляд, региональные власти должны определяться и принимать соответствующее решение на уровне нормативно-правовых актов субъекта РФ».

По словам Шрейдера, «главные проблемы МСУ очевидны».

«Нужно разобраться с объемом полномочий, и об этом тоже говорил президент. Необходимо определить те полномочия, которые должны исполнять на различных муниципальных уровнях – сельское поселение, районное звено, городской округ - подкрепить их деньгами. Функции муниципальных образований должны быть обеспечены финансовым ресурсом, это совершенно очевидно». Эксперт: Шрейдер Виктор Филиппович

На местах же говорят о деньгах и, как следствие, о собираемости налогов.

Глава Администрации Лычковского сельского поселения Демянского района Новгородской области Николай Аверкин уверен, что «реформа местному самоуправлению необходима».

«Прежде всего, речь идет о налогах, которые более собираемы на местах, - уточнил он. - У нас всего три доходных источника. Нам положено 10% от налога НДФЛ. Два других налога собираются крайне плохо. Налог на имущество, а от его уплаты освобождены пенсионеры, которых у нас крайне много. И третий – налог на землю. У нас есть большое количество людей, которые имеют землю, но у нас не проживают. Недавно смотрели списки тех, кто владеет землей, а кто эти люди – мы даже и не знаем. Как с них собирать налоги?».

«Если же обобщать, то на уровень МСУ нужно передать те налоги, которые хорошо собираются или же увеличить тот процент от уже хорошо собираемых налогов, чтобы он оставался на месте, в муниципалитете, - резюмировал Аверкин. - Тогда мы будем справляться с теми функциями, которые нам положено исполнять по закону».

Архивный материал.
Местному самоуправлению нужна децентрализация / читать
Нужен индивидуальный подход в каждом конкретном случае / читать
На уровень МСУ нужно передать те налоги, которые хорошо собираются / читать