Президент России Владимир Путин 26 августа в Минске вместе с другими лидерами стран Таможенного союза проведет встречу с президентом Украины Петром Порошенко. Украинский кризис показал, каковы реальные взаимоотношения России со своими соседями и партнерами на постсоветском пространстве. Главным сюрпризом, пожалуй, стала, мягко говоря, неоднозначная позиция президента Белоруссии Александра Лукашенко по поводу событий на Украине. Официально придерживаясь пророссийской позиции, Лукашенко, тем не менее, по многим принципиальным для России вопросам поддержал новую украинскую власть. По мнению некоторых белорусских политологов, это тонкая, согласованная с Кремлем политическая игра. Однако другие эксперты, опрошенные Центром политического анализа, не исключают, что Лукашенко, как и обычно, пытается застрелить двух зайцев одновременно.
Как уточнил в беседе с ИТАР-ТАСС пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, во время встречи 26 августа в Минске будет обсуждаться катастрофическая гуманитарная ситуация на востоке Украины. Также, по словам Пескова, в ходе предстоящей встречи планируется «обсудить отношения между странами Таможенного союза и Украиной в свете подписания Киевом соглашения об ассоциации с ЕС». Песков также отметил, что дипломатические ведомства согласовывают возможность проведения ряда двусторонних встреч Владимира Путина с коллегами, однако на данный момент предпочел не сообщать, кто может стать собеседником президента РФ
С самого начала украинского кризиса президент Белоруссии Александр Лукашенко попеременно поддерживал то Киев, то Москву. Например, белорусский лидер де факто признал, что Крым отошел к России, попросил Россию укрепить воздушную оборону Беларуси в ответ на усиление группировки НАТО, согласился на совместные с Россией военные учения близ западных границ.
В то же время Лукашенко признал власть и.о. президента Украины Александра Турчинова и даже провел с ним неформальную встречу. При этом Лукашенко назвал ополчение юго-востока Украины «террористами», правда, с их уничтожением призвал Киев быть аккуратнее, чтобы «не поубивать и своих».
Кроме того, Лукашенко пообещал Евросоюзу спасти европейские товары, вставшие из-за санкций на границе с Россией, пообещал помочь Украине с топливом и техникой, пообещал помочь собрать урожай, а также начал переговоры по установлению беспошлинной торговли с Украиной. Последнее особенно странно, учитывая, что Россия, руководствуясь интересами Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, напротив, вводит пошлины на товары из Украины в связи с тем, что она открывает свои границы для рынка ЕС.
Известный белорусский политолог, директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов, который, как считается, близок к администрации президента Белоруссии, объясняет двоякую стратегию Лукашенко сразу несколькими причинами, каждая из которых, по его словам, осуществляется не во вред России. Более того, эксперт допускает, что внешнеполитическая линия Лукашенко согласована с Москвой.
В частности, Шевцов считает, что своей гибкой позицией Белоруссия обеспечила относительное спокойствие в Восточной Европе, сдерживая Прибалтику «от излишне радикальных шагов в их отношениях с Россией».
«России не приходится отвлекаться на нейтрализацию существенных новых угроз в Европе за пределами Украины. Нет пояса вражды между Россией и Западом от моря до моря. Напряженность в отношениях России и Запада пока не перерастает в большую новую «холодную войну», - пишет политолог в своем блоге в Живом Журнале.
Выиграла и сама Белоруссия, продолжает Шевцов. Начали налаживаться отношения с прибалтийскими странами и США. Кроме того, за счет того, что Белоруссия, по мнению Шевцова, осталась «единственным реальным сухопутным мостом между ЕС и Россией, ЕС и Китаем», усилилась ее региональная роль, а угроза экспорта революции из Украины сошла на нет.
Российские и белорусские эксперты неоднозначно оценивают сложившиеся на фоне украинского кризиса публичные отношения Москвы и Минска. В частности, белорусский историк и политолог, заместитель заведующего Центр Евразийских исследований Александр Гронский сомневается в том, что Лукашенко согласовывал свои слова с Кремлем, однако допускает, что глава Белоруссии предупреждал Москву о своей позиции.
Политолог напоминает, что, несмотря на все спорные заявления Лукашенко, в глобальных вопросах Белоруссия всегда поддерживает Москву, в том числе, и по Украине.
Дело в том, что белорусское руководство прагматично и осознает, что экономическое благополучие страны зависит от России. Однако ситуативно Минск может подыгрывать Западу в расчете на усиление своей политической роли в регионе или, по крайней, повышении доверия к режиму Лукашенко.
«Нужно учитывать, что осенью следующего года в Белоруссии президентские выборы и очевидно, что Запад будет каким-то образом на эти выборы влиять, как минимум, комментировать. В этом отношении белорусским властям выгодно преподнести страну в качестве медиатора между Россией и Украиной, Россией и Евросоюзом. Если белорусская власть сможет этим воспользоваться, то наверняка получит какие-то дивиденды», - говорит Гронский.
Однако дальше заигрываний Минск вряд ли пойдет, уверен политолог.
«Возможно, Запад будет намекать, что если бы белорусы выступили заодно с Западом, то получили бы какие-то привилегии, но вряд ли белорусы на этой пойдут по тривиальным, чисто экономическим причинам»
В свою очередь, российский эксперт по вопросам территориального и регионального планирования и развития, главный редактор Восточного агентства OSTKRAFT Станислав Стремидловский допускает, что Минск и Москва могли договориться о правилах игры.
«Действительно, мы видим, что действия Лукашенко не встречают критики из Москвы, каковая бывает в тех случаях, когда Россия считает, что ее партнер ведет себя неадекватно и наносит ущерб российским интересам. Мы видим множество заявлений [Лукашенко], но можно ли назвать хоть одно реальное действие Минска, которое действительно наносило бы вред интересам не только России, но даже непризнанным республикам на Востоке Украины?», - рассуждает эксперт.
«Белоруссия может быть некой площадкой, на которой в закрытом режиме можно было бы прорабатывать новые ходы, новые механизмы урегулирования конфликта»
При этом, по мнению Стремидловского, самому Лукашенко его двойственная позиция вряд ли принесет какую бы то ни было выгоду.
«Если мы посмотрим, что Лукашенко говорит по Украине – это позиция, которая касается исключительно белорусско-украинских отношений, а Россия и Европейский союз тут никак не задействованы», - заключает он.
О том, что Лукашенко не стоит рассчитывать на дивиденды благодаря заигрыванию с западом говорит и замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько.
«Это не поможет ему (Лукашенко – ред.) стать рукопожатным в глазах Запада. Его давно исключили даже из числа людей, которые в принципе могут быть возвращены в ранг рукопожатных», - считает политолог.
По его мнению, реальная цель общения Лукашенко с киевскими властями – это желание сохранить важный для Белоруссии рынок, который приносит ежегодно по несколько миллиардов долларов. Проблемы же возникают из-за некорректного публичного позиционирования Лукашенко своих намерений.
«Зачастую не очень продуманные слова Лукашенко расходятся с тем, что Белоруссия реально делает. А реально она строит совместную жизнь с Россией. Белоруссия входит в интеграционные структуры, выстраиваемые Россией, входит в союзы, которые в перспективе станут новыми геополитическими субъектами, - говорит Безпалько. - В числе принятых и непринятых Лукашенко политических решений – например, непризнание Абхазии и Южной Осетии – есть некоторые моменты, которые российскую политику не устраивают. Но в целом большинство заявлений, которые он делает, похожи на PR».
Александр Дюпин