Завершающийся 17 октября в Милане саммит «Азия-Европа» не дал прорывных решений. Более того, многие участники констатировали, что преодолеть напряженность вокруг Украины не удалось, а разногласия между Россией и Европой остаются. Впрочем, эксперты разглядели и одну позитивную тенденцию: европейцы пытаются вернуть Россию к разрешению проблем Старого света и признают, что без нее не обойдутся. Эксперты считают это признаком зарождения новой политики возвращения России на международную арену.
Ключевыми для России фрагментами саммита стали встречи российского президента Владимира Путина с немецким канцлером Ангелой Меркель в четверг вечером, пятничный деловой завтрак Путина и с несколькими лидерами ЕС, а также переговоры с украинским коллегой Петром Порошенко в «нормандском формате», то есть при участии Меркель и французского главы государства Франсуа Олланда.
Несмотря на то, что площадка проработала два полных дня, она не дала большого количества поводов для обсуждения. В основном участники переговоров ограничивались общими комментариями, а также повторением уже известных тезисов. Прежде всего, звучали призывы соблюдать минские договоренности. На встрече Путина с Порошенко, по словам последнего, в газовом вопросе был достигнут «сдержанный прогресс», и Украина начинает поиск средств для выплаты долга России.
Впрочем, для России помимо разрешения газового спора с Украиной важно и наладить отношения с Евросоюзом, которые в последнее время весьма натянуты. И многие европейские лидеры проявляют в этом встречное стремление. Например, «хозяин» саммита, итальянский премьер-министр Маттео Ренци заявил, что считает «важным включить Россию в решение международных проблем», а также позитивно оценил состоявшиеся переговоры, в которых участвовал российский лидер. Приветствовал налаживание диалога и финский премьер-министр Александер Стубб.
Акцентировал внимание журналистов на самом факте переговоров и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
«Переговоры действительно тяжелые, полны непонимания и разногласий, но тем не менее они идут, идет обмен мнениями», — так прокомментировал он ход переговоров.
Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин полагает, что это свидетельство зарождения «новой европейской политики инклюзивности». Эксперт считает, что Европа постепенно разочаровывается в результатах прессинга в отношении России и пытается вернуться к более конструктивным отношениям.
«Сейчасв Милане — после минских соглашений — стало понятно, что без России, без учета интересов России, к которой тяготеет русское население Украины, решить конфликт не удастся. Даже с применением силовых методов», — уверен политолог.
«В Милане заговорили о том, что Россию необходимо вернуть в качестве полноценного участника евразийского политического процесса, европейские дела без участия России урегулированы быть не могут», — считает Данилин.
В качестве примера нерешаемой Европой без России проблемы, политолог Данилин привел «серьезнейший ущерб, который нанесли европейской экономике санкции Запада против России и ответные контрсанкции».
В результате, по его мнению, «сейчас принято решение начать новую политику инклюзивности по отношению к России, по новому включению России в европейские дела».
Пока, по его словам, это хрупкий процесс, и Европа по-прежнему недооценивает реальную роль России, однако, полагает эксперт, рано или поздно к объективному восприятию в Европе придут.
В свою очередь, профессор кафедры внешнеполитической деятельности России ФНБ РАНХиГС Александр Михайленко также говорит, что в Европе приходит понимание необходимости возвращаться к равноправному диалогу с Россией.
«Во-первых, судя по последним экономическим данным, Европа проседает. На экономике даже ведущих стран ЕС сильно сказываются санкции. Во-вторых, нельзя забывать, что 30% от всего потребляемого Европой газа — это российский газ. В-третьих, разве можно без России решить украинский кризис? А на все это накручивается еще ряд вопросов: и афганская проблема, и иранская проблема. Они понимают, что без России все это разрешать невозможно, поэтому российские интересы нужно учитывать», — считает он.
В связи с этим, продолжает эксперт, «в более длительной перспективе какой-то компромисс будет найден».
О том, что за сценой публичной политики протекает скрытый диалог, который постепенно ведет к разрешению кризиса, говорит и руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
«Мне кажется, мы подходим к переломному моменту, за которым стороны будут делать встречные шаги, будут смягчаться санкции, начнутся какие-то переговорные процессы. В итоге, невидимые сейчас наблюдателям процессы или детали рабочих переговоров будут постепенно раскрываться. У меня впечатление, что под пока что прочным льдом подводное течение уже тронулось. Внешняя жесткость, как мне кажется, может быть некоторым прикрытием для договоренностей, которые будут постепенно достигаться. Это делается, чтобы не спровоцировать раньше времени критику возможных подвижек», — заявил политолог.
Александр Дюпин