«Евровидение»: поп-музыка как зеркало политики

24 мая 2013 / 18:25

Скандалом завершился конкурс песни «Евровидение» в шведском Мальме. Российская певица Дина Гарипова, занявшая пятое место по итогам соревнования, недополучила 10 баллов от зрителей из Азербайджана.

В ответ на недоумение россиян, давших азербайджанскому исполнителю наивысшую оценку - 12 баллов, министр иностранных дел республики Эльмар Мамедъяров привел данные сотовых операторов, в соответствии с которыми в Азербайджане Дина Гарипова должна была получить не менее 10 баллов (больше там набирала только представительница Украины).

Эльмар Мамедъяров уверен, что речь идет о каком-то недоразумении. Глава российского МИДа Сергей Лавров в свою очередь прямо сказал, что голоса «украдены» и пообещал совместно с азербайджанским коллегой разобраться в ситуации и подготовить адекватный ответ организаторам конкурса. Руководство «Евровидения» отрицает все инвективы в свой адрес, ссылаясь на новую систему оценки исполнителей, складывающуюся из sms-голосования и экспертных заключений профессионального жюри.

Принято говорить, что восточноевропейские страны несколько преувеличивают значимость «Евровидения». В ходу уничижительные характеристики в духе «конкурс для геев и домохозяек». Между тем, стоит признать, что этот конкурс эстрадной песни – одно из самых популярных неспортивных мероприятий в мире с аудиторией до 600 млн. зрителей. Разумеется, у «Евровидения» есть своя специфика, тем более никто не спорит с тем, что к любому соревнованию не стоит относиться слишком серьезно. Однако амбиции стран-участниц вполне понятны и объяснимы. В этом смысле уместным, хотя и несколько неожиданным, представляется жесткое заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о недопустимости фальсификаций и подтасовок в ходе подсчета голосов.

Пусть «чемпионат Европы по поп-музыке» не самое серьезное из состязаний, в которых участвует Россия, пусть 10 баллов не изменили бы позиции Гариповой в общем зачете – налицо очевидно враждебный к России жест, если не откровенный подлог. Причем помимо нашей страны в неловком положении оказывается Азербайджан: вряд ли там планировали нанести своеобразную «пощечину» соседу по СНГ.

Кому-то может показаться, что российское внешнеполитическое ведомство продемонстрировало излишнюю ранимость и несколько драматизировало ситуацию самим фактом обращения к такой «несерьезной» теме. Однако наша страна далеко не первая проявляет подобную чувствительность к результатам конкурса. Так, после победы Димы Билана в 2008 году знаменитый британский телеведущий Терри Воган негодовал: «Все шло к тому, чтобы Россия стала политическим победителем!». Он также отметил, что это «весьма грустное явление с точки зрения Соединенного Королевства». Собственно, Терри Вогану принадлежит знаменитый тезис: «Западная Европа выиграла холодную войну, но проиграла «Евровидение»». Франция отказалась от участия в «Евровидении» в 1982 году, сославшись на то, что сам конкурс - «чепуха», а конкурируют в нем «посредственности». Италия, не дождавшись должного признания в 1997 году, целых 13 лет бойкотировала конкурс. Громкие скандалы и политические интриги сопровождают «Евровидение» на протяжении всей его истории. Например, в 2008 году вышел документальный фильм, создатели которого утверждают, что победа испанской певицы Массиель на «Евровидении» 1968 года была результатом масштабного подкупа международного жюри, организованного Франко, рассчитывавшего таким способом поднять престиж своей диктатуры.

Насколько обоснована обида российской стороны на скандал с недополученными баллами от Азербайджана? По всей видимости, в позиции нашей страны есть здравый смысл. Даже если 10 баллов «сгорели» в соответствии с новыми правилами из-за решения профессионального жюри, стоит вспомнить о том, что сами эти правила были введены в 2008 году специально для того чтобы избежать «соседского» голосования, когда зрители выбирают исполнителей из соображений географической и культурной близости. Разумеется, голосование по такому принципу вряд ли можно назвать ноу-хау стран бывшего соцлагеря. Ирландцы издавна голосовали за англичан, греки – за киприотов, норвежцы за шведов. Однако с приходом «восточноевропейской мафии» голосование, по утверждению некоторых комментаторов, окончательно свелось к вопросу о том, «у кого сколько бабушек в Черногории». Зрители из России, стран бывшего СНГ и Восточной Европы демонстрировали на конкурсе как раз ту солидарность, которой нам порой не хватало в повседневной внешнеполитической рутине. К слову, с неожиданным введением национального жюри в Ирландии была связана относительная неудача группы «Тату» на конкурсе 2003 года. Так что как ни посмотри, новые правила «Евровидения» - весьма грустное явление с точки зрения Российской Федерации.
 

Архивный материал.
Махинации при подсчете голосов связаны не с политикой, а с коммерцией / читать
Сергей Лавров защищает интересы России на любом уровне / читать
Победитель на «Евровидении» всегда известен заранее / читать