Европейский разлом Украины

31 октября 2013 / 20:48

На Украине все отчетливее раздаются голоса политиков, настаивающих на проведении референдума относительно проходящих в стране евроинтеграционных процессов. Тем временем, подписание Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом, намеченное на конце ноября, может окончательно расколоть страну на Восток и Запад. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, размышляют над вариантами ближайшего будущего Украины после начала интеграции с ЕС.

В минувшую среду на киевской площади Независимости около сотни агитационных палаток. Инициатором их установки стал бывший глава украинской госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт», ныне возглавляющий благотворительный фонд «Новые традиции» Сергей Бондарчук. Он объявил о начале сбора подписей в поддержку проведения референдума по поводу евроинтеграции Украины. Планируется, что кампания будет проходить во всех крупных городах. Первый этап сбора подписей организаторы акции планируют завершить до саммита Восточного партнерства, который состоится в Вильнюсе 28-29 ноября. Именно в ходе этого саммита Украина и намерена подписать документы в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.

Акция Бондарчука – скорее «сольное выступление». А вот политическая и экономическая элита Украины, за исключением разве что Компартии, выступает «хором» в вопросе поддержки евроинтеграции страны. Но даже такие нечастые «сольные» демарши пугают власть. Так, председатель украинского парламента Владимир Рыбак заявил после установки палаток на площади, что инициативы, которые сегодня звучат о необходимости проведения референдума, не имеют оснований, поскольку Украина не вступает в какое-либо межгосударственное образование. «Мы никуда не вступаем, и поэтому нечего проводить референдум», - подчеркнул он.

Столь нервная реакция на высоком уровне имеет свои основания. Украинские социологи, опираясь на данные собственных опросов, констатируют, что страна по-прежнему расколота на две части – Запад и Центр, жители которых в основном поддерживают евроинтеграцию, и Восток и Юг, которые видят будущее Украины в рамках Таможенного и Евразийского союзов. В частности, такие тенденции зафиксировали в своих сентябрьских опросах Киевский международный институт социологии (КМИС) и Институт социологии НАН Украины. Эти и другие данные, все всяких сомнений, известны руководству Украины. Тем не менее, евроинтеграционный вектор, похоже, не сможет сломать даже перспектива усугубляющегося раскола страны.

Заместитель директора РИСИ, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамара Гузенкова полагает, что на Украине сосуществуют сразу две страны.

«Различия между регионами Запада и Востока настолько существенны и принципиальны в смысле идеологии, геополитической ориентации, языковых проблем и культурно-цивилизационных различий, что иногда кажется, что в рамках одной Украины существует две страны, - считает эксперт. - В этих условия, тем не менее, страна умудряется существовать, причем на конституционном уровне в качестве унитарного государства с единственным автономным образованием – Автономная республика Крым».

По словам Гузенковой, «такое существование, казалось бы, трудносовместимых регионов связано с тем, что в последние 10 лет осуществляется очень интенсивное сосредоточение не только административной, бюджетной, финансовой, но и в целом экономической и политической мощи в руках Киева».

«Центр соответствующим образом управляет и отчасти даже манипулирует регионами и таким образом удерживает это разношерстное, имеющее различный принт полотно в качестве единого целого», - подчеркнула она.

Говоря о последствиях подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, Гузенкова обращает внимание на южные провинции ЕС – Болгарию, отчасти Румынию, Грецию, Испанию и Португалию. «Эти страны испытали большие экономические, финансовые, социальные трудности не на следующий день после вступления в ЕС, а спустя какое-то время, - напомнила она. - Украина будет жить какое-то время в рамках своеобразных инерционных связей и отношений с Россией, которые, может быть, ухудшатся и усложнятся, но не закончатся на следующий день. Будет у Украины и определенный адаптационный люфт после подписания соглашения, который предоставит ей ЕС. Поэтому говорить об одномоментном разломе Украины на «проевразийскую» и «проевропейскую» части едва ли приходится. Со временем люди почувствуют положительные и отрицательные плоды европейского вектора».

Тем не менее, Гузенкова подчеркивает, что «европейский выбор рассчитан не на всю Украину, не на все ее регионы и не на все население». «В смысле позитива он рассчитан узкую прослойку украинского политического истеблишмента и части гуманитарной интеллектуальной элиты, - пояснила она. - Эти люди уже свободно ездят в любую страну Европы, они живут на грантах, они будут приветствовать безвизовый режим. Эта элита не только ментально, но и финансово и карьерно близка к Европейскому союзу. А то, что касается простых горожан, крестьян, рабочих, шахтеров – это как раз те люди, на которых европейская интеграция абсолютно не рассчитана. Мало того, она их не столько включает, сколько исключает из своего интеграционного пространства».

Гузенкова уверена, что «люди будут голосовать ногами». «Потому что у тебя будет низкая зарплата, если ты потеряешь работу, то часть населения двинется на Запад, а часть – на Восток, - полагает эксперт. - И гораздо более тяжелой ситуацией для Украины будет то, что будет некому возделывать землю, заниматься выплавкой металла и так далее».

Об отложенных экономических последствиях евроинтеграции, которые отразятся на населении страны, говорит и директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

«Не думаю, что противостояние по линии Восток – Запад обострится сразу после ноябрьского подписания документов об ассоциации с ЕС, - полагает Погребинский. - Недовольство может наступить позже, когда люди на себя ощутят, что они приобрели или потеряли от этого».

Эксперт констатирует, что «негативные последствия для промышленных регионов, расположенных в зоне Востока – Юга, уже начинаются». «Украина еще ничего не подписала, а предприятия уже теряют заказы, - уточнил он. - Собственно, восток Украины это чувствует на себе уже сейчас. Закрылся вагоностроительный завод, 100% продукции которого покупала Россия. Тысячи людей потеряли работу».

В свою очередь, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин говорит о том, что «позицию страны определяет позиция политической и экономической элиты Украины, которая владеет СМИ», - напомнил он.

Жарихин констатирует, что «элита Украины взяла курс на ассоциацию с ЕС». «Для них выгоднее всего находится не внутри ЕС, не в Таможенном союзе, а в «прихожей» Европейского союза, - пояснил он. - Это этот выбор они будут активно пропагандировать, и, я думаю, добьются в этом определенных успехов. Об этом свидетельствуют цифры: все-таки количество тех украинцев, которые выступают за ассоциацию с Евросоюзом, растет от опроса к опросу. Тем более что акторов на Украине, которые бы выступали в СМИ за Таможенный союз – раз, два и обчелся».

«Если же говорить о низовом уровне, об антитезе Запада и Востока Украины, то будет примерно так. «Я хотел в Таможенный союз, а меня засовывают в ассоциацию ЕС, как нехорошо», - сказал человек на кухне и пошел по своим делам», - прогнозирует Жарихин.

Впрочем, столь мирные сценарии развития событий видятся не всем. Гораздо более жестко высказывается заведующий отделом Украины Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов.

«Безусловно, ассоциация Украины с ЕС усугубит раскол страны на Запад и Восток, поскольку у них и так слишком разнонаправленные векторы ориентации», - считает он.

«Степень раскола по линии Восток – запад на самом деле гораздо больше, нежели кажется. И те, кто хотят в ЕС, это понимают. Это очень опасная тенденция и они не остановятся», - заметил Фролов.

Архивный материал.
Украинским элитам выгодно находиться в «прихожей» Евросоюза / читать
17 иерархов православной церкви отказались поддержать ассоциацию Украины с ЕС / читать
Негативные последствия европейского выбора Украины уже начались / читать
Европейский выбор рассчитан не на всю Украину / читать