Разрушение памятника Ленину в Киеве вызывало единодушное осуждение в России, но интерпретация этого события в экспертной среде во многом зависит от того, каких убеждений придерживается тот или иной политолог. Это показал опрос, проведенный Центром политического анализа.
Вечером 8 декабря в Киеве представители националистической партии «Свобода» с помощью тросов свалили с пьедестала памятник Ленину, который находился на бульваре Шевченко. После этого «свободовцы» начали петь гимн Украины и разбивать поверженную статую молотками на мелкие куски.
Просоветские патриоты рассматривают снос памятник как антирусский акт, самого Ленина как интегратора Украины и России, а его идеологических противников в качестве врагов России. Консерваторы, придерживающиеся антикоммунистических взглядов, также называют действо антирусским, но сетуют на то, что советское наследие мешает славянскому единству. Левые указывают на глупость тех украинских левых, кто собрался в «социалистическую Европу» и фиксируют всплеск уличного правого радикализма на Украине, хотя и призывают не переоценивать его успехи.
Член Изборского клуба Сергей Черняховский считает произошедшее актом вандализма, совершенным антирусски настроенной толпой. «Вандалы, сносившие памятник Ленину в Киеве – открыто выступают против России, против единства и дружбы Украины и России. Кроме того они выступают за лишение Украины суверенитета и присоединение к Евросоюзу, по сути за аннексию Европой территории Украины», - считает он.
Известный левый политолог Александр Тарасов полагает, что сносом памятника Ленину самые активные сторонники евроинтеграции показали, что у них творится в головах. «Тех украинских левых, кто ходил на Майдан под лозунгом «ЕС – это равенство всех», побили и выгнали оттуда. До этого они писали невероятные глупости о том, что Европа – это нечто социалистическое и подводили тем самым базу под свое участие в Майдане и движении за евроинтеграцию», - рассказал он.
Политолог фиксирует рост правого радикализма на Украине, но призывает не преувеличивать его успехи. «Многое зависит от региональных особенностей. Националистические настроения более характерны для Западной Украины, где националисты были сильны и раньше, а сейчас продолжают удерживать свои позиции. Но они пользуются очень незначительным влиянием на юге и в Крыму», - указывает он.
Консервативный публицист Александр Ципко первым в советской прессе призвал пересмотреть отношение к Ленину. Сейчас он убежден, что антирусские настроения связаны с тем, что в глазах многих Россия осталась советской, коммунистической, которой до сих пор дорог Ленин.
Ципко сравнивает разбитый на кусочки памятник Ленину с падением Берлинской стены. «Ленин напоминает о тоталитаризме, о репрессиях, о голоде 1932 года. Мы с этим должны считаться. Я не призываю эти памятники разрушать, но надо всерьез задуматься об идеологической ситуации в России. Сохраняя коммунистические символы, мы организуем себе духовную изоляцию», - считает он.
С ним резко не согласен Черняховский. Он осуждает «определенные силы в России, выступающие за снос памятников советского периода». «Между прочим, Ленин является человеком во второй раз воссоединившим Украину и Россию. Ленина часто упрекают в Брестском мире, но ведь его жесткие условия были во многом обусловлены тем, что украинское правительство заключило сепаратный мир с Германией и наши войска на Украине находились под угрозой окружения. В Брестском мире повинны украинские националисты, предавшие Россию. Тогда украинские сепаратисты хотели отдаться Германии, сейчас по сути хотят того же», - полагает он.