Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2014-2016 годы. По ряду направлений документ предполагает сокращение расходных статей бюджета. В правительстве свои решения объясняют необходимостью «затянуть пояса» в период экономического спада, однако обещают, что все социальные обязательства будут выполнены. Эксперты неоднозначны в своих оценках. С одной стороны, явных причин экономить не наблюдается. С другой стороны - мировая экономическая нестабильность, прежде всего, угроза технического дефолта США по своему госдолгу, принуждает к скромности авансом.
Напомним, на Сочинском экономическом форуме, а также в своей статье в «Ведомостях» премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сделал ряд резонансных заявлений по бюджетной политике страны. Суть их сводится к необходимости экономить и повышать производительность труда.
Среди наиболее нашумевших мер экономии можно отметить сокращение в 2014 году расходов всех ведомств на 5% и отказ от индексации зарплат военных и госслужащих. До 2016 года продлится «заморозка» тарифов на услуги естественных монополий для производственных предприятий. Будут предприняты и другие отраслевые меры. Например, планируется увеличить доходы бюджета за счет т.н. налогового маневра: пошлина на экспорт топлива из России будет снижена, а налог на добычу полезных ископаемых повышен, что приведет к росту цен на топливо в стране.
Впрочем, в соответствии с требованием президента РФ Владимира Путина, которое глава государства высказал сегодня на совещании с министрами правительства, бюджетная экономия не коснется основных социальных гарантий государства и реализации социально ориентированных «майских указов» президента России.
«Сокращение расходов - это не самоцель бюджетного правила. Гораздо более глубинная цель заключается в том, чтобы создать условия для развития, потому что бюджетное правило должно помочь совершенствовать и улучшать наши макроэкономические показатели. Да и вообще вся наша бюджетная политика должна быть направлена на то, чтобы создавать условия для развития», - заявил на этом совещании Путин.
Министр финансов РФ Антон Силуанов поспешил заверить, что бюджет предусматривает достаточно средства на исполнение майских указов – более 2,1 трлн рублей. Кроме того, Минфин обеспокоен бюджетами регионов, которые в рамках политики экономии в последнее время стали получать меньше денег из центра. Чтобы решить эту проблему ведомство подготовило предложения по увеличению собственных доходов субъектов РФ и оказанию им финансовой помощи.
С аналогичными заверениями выступила и глава Минздрава Вероника Скворцова.
«Бюджет позволит нам выполнить все указы президента от 7 мая 2012 года - и в плане повышения зарплаты медицинским работникам, и в плане выполнения основных целевых показателей по состоянию здоровья населения», - заявила она.
Министр уточнила, что более половины средств, выделяемых Минздраву до 2016 года, будут потрачены на систему обязательного медицинского страхования, что позволит отказаться от квот на бесплатное оказание услуг высокотехнологичной медицинской помощи.
«Фактически будет отменено квотирование и помощь будет оказана по реальной потребности», - пояснила Скворцова.
Отметим, что решение сокращать бюджетные расходы нельзя назвать непредсказуемым. Однако такие радикальные меры, как, например, «заморозка» тарифов или налоговый маневр, стали в некотором смысле сюрпризом. Не исключено, что на принятии решения отразилась ситуация в США. Дело в том, что в октябре госдолг этой страны в очередной раз достигнет установленного Конгрессом ограничения, что приведет к техническому дефолту, если законодатели вновь не поднимут максимальную планку госдолга.
Несмотря на то, что эта процедура повторяется регулярно и, скорее, имеет отношение к политике, чем реальной экономике, однако на этот раз долговая проблема имеет вполне ощутимые последствия. Конгрессмены отложили на год детище президента Барака Обамы - дорогостоящую реформу системы здравоохранения США. Мировая биржевая система отреагировала незамедлительно, расценив предпринимаемые крупнейшей мировой экономикой меры по экономии, как снижение ее покупательской способности.
О возможной связи бюджетной экономии в России с возможным «крахом последней супердержавы мира», в частности, говорит политолог, эксперт Центра политического анализа Максим Жаров.
«Версия о связи тезисов Медведева с событиями в американской политике и экономике, на мой взгляд, имеет под собой серьезные основания. Технический дефолт США по госдолгу по-прежнему более чем вероятен, и даже несмотря на существующую в мировом экономическом сообществе веру в то, что Обама и Конгресс «в очередной раз договорятся», эти договоренности проблему с госдолгом США не снимут, а только ее в очередной раз отсрочат. К каким проблемам в мировой экономике приведет хотя бы технический дефолт Америки по своим долгам, перечислять не стану, напомню лишь, что доллар является сегодня основной мировой резервной валютой»
Впрочем, директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев не видит оснований для беспокойства из-за этого, т.к. «макроэкономические показатели США остаются на хорошем уровне». Что касается российского бюджета, по мнению эксперта, «нет особой необходимости резать расходы».
«Снижение расходов чревато не только уменьшением социальных выплат, но может и привести к повторению ситуации Евросоюза – сбить экономический рост и перевести его в отрицательную плоскость»
Не согласна с тем, что нынешняя ситуация в российской экономике требует жесткой экономии и главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор РАНХиГС Людмила Ржаницына. Она считает, что нехватку денег можно компенсировать, наведя порядок и дисциплину, установив контроль за расходованием бюджетных средств.
Что касается социальных обязательств, то, по мнению экономиста, это расплывчатое понятие. Гарантии их исполнения вовсе не гарантируют социальную защищенность всех слоев населения.
«Наш бюджет устроен следующим образом. Социальные обязательства федерального бюджета распространяются лишь на людей, относящихся к федеральной собственности. Это, например, военные. Максимум, что там есть для простых людей – это минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и повышение ставок федеральным бюджетникам. Но у нас далеко не все бюджетные учреждения находятся в федеральной собственности. Лишь некоторые ВУЗы, музеи и театры. Все остальное у нас могучим ураганом снесено в субъекты Федерации»
При этом, по ее словам, регионы каждый по-своему понимают, что такое социальные обязательства и как их нужно выполнять.
Отметим, что спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что ожидает жарких дебатов по поводу проекта бюджета. Он подчеркнул, что полномочия нижней палаты парламента в последнее время в этой сфере были расширены, а значит изменения в первоначальном проекте главного финансового документа страны не исключены.