ЖКХ: отрасль на пороге кадровой революции

26 декабря 2018 / 21:10

Новогодние праздники для москвичей — лишний повод обратить внимание на то, как изменился их город в последние годы, в том числе и в бытовых мелочах.

На вопросы Центра политического анализа о городском благоустройстве и развитии сферы ЖКХ ответил известный эксперт, генеральный директор АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства», член Общественной палаты Москвы Александр Козлов. Интервью взял Михаил Захаров.

- Александр Михайлович, задам широкий вопрос — какие основные тренды в сфере ЖКХ и благоустройства, в том числе придомового благоустройства в Москве можно выделить за последние лет восемь-десять? В чем, используя известный мем «похорошела Москва» в этой сфере? Какой топ-пять произошедших и намечающихся изменений?

- Прежде всего отмечу программу «Моя улица» — это глобальная программа, которая преобразовала не только центральные магистрали столицы, но и относительно небольшие улицы центра нашего города. Москва очистилась от рекламных конструкций, много внимания уделяется фасадам зданий, висевшие над землей провода были убраны под землю. Речь идет не только о визуальной составляющей, но и общем комфорте и новом стандарте жизни. Были убраны ларьки и временные конструкции. Некоторые трактовали это в том духе, что это борьба с малым предпринимательством, на деле же были убраны визуально страшные и мешающие пройти конструкции, а малый бизнес (все эти кофейни и небольшие лавочки и прочее) отлично разместились, все нашли свое место и никуда не исчезли, только все стало более цивилизованным.

Вслед за этим назвал бы программу «Мой город» - в продолжение программы «Моя улица». Это новозапущенный проект, в рамках которого гражданам, по сути, предложили самим участвовать в процессе благоустройства, отчасти решать будущее своего района. Таким образом, развивается и своего рода локальный патриотизм, появляется локальная самоидентификация, связанная не столько с центром или городом вообще, но с отдельным районом, где живет конкретный человек. Соответственно, формируется и новое многообразие городских пространств, в зависимости от места, где живет отдельный гражданин.

Третье — это может показаться неважным (или наоборот важным) — но удалось уйти от субсидирования за счет городского бюджета коммунальщиков, когда огромные суммы выделялись МОЭКу и Мосводоканалу, то есть монополистам. Отчасти это и позволило освободить в бюджете средства необходимые на реализацию программы «Моя улица», "Мой город" и других городских программ.

Четвертое — город стал более безопасным, более умным. Это, по сути, мировой тренд, характерный для большинства городов мира и именно по этому пути идут и другие города нашей страны.

Более безопасным город становится за счет систем видеонаблюдения, которые внедряются как на улицах, так и в домах, во дворах. Все это позволяет жителям города и гостям столицы чувствовать себя более безопасно и оперативно расследовать или даже пресекать совершение преступлений и административных правонарушений. За счет внедрения современных технологий Москва стала умнейшим городом, практически мировым лидером.

Отдельно отмечу систему распознавания лиц, которая внедряется в Москве — тот случай, когда Москва идет не просто в тренде, но и сама является практически законодателем мировой моды.

- Это та система, которая сейчас внедряется в столичном метро?

- Да, пока еще в домах все обстоит не так продвинуто, но для города в целом это прорыв в современных технологиях в сфере безопасности. В будущем можно ожидать появления подобных систем и в отдельных многоквартирных домах.

Наконец, пятое — это, конечно, не совсем относится к сфере ЖКХ и благоустройства, скорее, больше проходит по части градостроительного комплекса столицы - это масштабная программа реновации.

Это крайне серьезный и ответственный шаг городских властей — они взяли курс на ликвидацию (возможно это неправильное и слишком резкое слово) принципиально неремонтопригодного жилья. Но это непросто снос жилья с возведением на его месте более высотных зданий. Это преобразование городской среды комплексного характера.

- Да, и в этой связи могу заметить, что программа реновации имеет и прямое отношение к сфере ЖКХ. Одно дело, когда вы живете в ветхом жилье, где регулярно текут трубы, другое — то, что будет после реновации.

- Совершенно верно, программа предполагает создание будущей коммунальной инфраструктуры, инфраструктуры нового типа. С использованием современных материалов и технологий, а не просто ее капитальным ремонтом или частичным обновлением. Программа реновации в некотором смысле не ограничится только тем, что будет построено над землей — она и «уйдет под землю», будет создана совершенно новая подземная инфраструктура. Вот такая получается пятерка основных трендов.

- Не могу не спросить о следующем — как изменилось за последние годы взаимодействие граждан с коммунальщиками в свете упомянутого уже развития современных технологий и превращения Москвы в «умный город»? Например, какого-нибудь проекта «Активный гражданин» еще несколько лет назад просто не существовало.

- В плане внедрения программ электронного голосования по множеству вопросов, где граждане могли бы определять будущее окружающего их пространства, отметил бы программу «Электронный дом», которая еще только началась. Это сервис, который заработал на платформе «Активного гражданина», и это платформа для коммуникации жильцов многоквартирных домов и в целом позволяет узнать мнение граждан о состоянии той же сферы ЖКХ в их доме.

Кратно растет в последние годы и число горожан, которые используют платформу «Наш город» для решения своих проблем.

- Кстати, не раз слышал и читал где-то в районных группах, что в ответ на жалобу одного пользователя другой предлагает сфотографировать проблему и написать на портал...

- Да, граждане оценили, что обратить с жалобой на «Наш город» эффективнее, чем писать многостраничные жалобы с описанием проблемы в соответствующие инстанции. В конце концов, это позволяет в более сжатые сроки, нежели отведенные по действующим нормам 30 дней, все решить. Уже в срок до недели человек может увидеть реакцию на свое обращение.

В этом смысле опыт Москвы стал модельным для других регионов. Скажем, в Московской области существует проект «Добродел», стали возникать подобные платформы и в других регионах. И Москва была пионером, именно ее наработки используют регионы при внедрении своих программ.

Например, регионы активно используют опыт столицы при организации своих МФЦ — многофункциональных центров, то есть служб формата «одного окна». Так, московский опыт стал образцом для создания МФЦ в Пермском крае.

- В том же Подмосковье тоже работают МФЦ....

- Да, и стандарт для остальных регионов по сути определен в Москве, которая внедряет у себя все мировые тренды в сфере управления коммунальным хозяйством и не только. Накануне на заседании Общественной палаты Москвы обсуждали этот вопрос с коллегами, и один из них отметил, что из стран СНГ приезжают в Москву — так сказать, в рамках обмена опытом, для того, чтобы потом попытаться внедрить нечто подобное у себя.

- А может в этом смысле Москва что-то предложить странам более дальнего зарубежья, стать в чем-то образцом и для них?

- Безусловно, может и мы видим этот интерес. Можно судить хотя бы по тому, что международный конкурс по программе реновации, который был проведен в 2017 году, и итоги которого были подведены уже в 2018 году, вызвал буквально ажиотаж, очень большой интерес со стороны ведущих архитектурных бюро, урбанистов, ландшафтников. Им это интересно, в числе прочего, по той причине, что программа не имеет аналогов в мире. Впоследствии она еще будет изучаться специалистами из самых разных дисциплин — не только узких специалистов в вопросах градостроения, но и урбанистами, социологами, политологами и прочее.

- Задам вопрос более приземленный и приближенный к дню сегодняшнему. В Москве большинству жителей услуги оказывает Городское бюджетное учреждение (ГБУ) «Жилищник». Что в работе этой структуры изменилось в последние годы? Ее работа раньше вызывала довольно много нареканий граждан.

- В разных регионах существуют разные схемы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Исторически в Москве так сложилось, что две трети жилого фонда обслуживалось дэзами, на смену которым пришло ГБУ «Жилищник». Примерно по 10 процентов приходится на товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и частные управляющие компании. Это не вопрос, какая форма лучше. Тут вопрос исключительно в том, какая форма удобнее для самих собственников жилья. И только они по закону могут это решить.

По крайней мере, о том, что где-то дом проголосовал за отказ от услуг управляющий компании — независимо от формы ее собственности — а его не пускают — о таком я в Москве уже лет пять не слышал в принципе. А поскольку у большинства жителей нет желания массово уходить в какие-нибудь частные управляющие компании — это означает, что они если и не довольны качеством услуг ГБУ «Жилищник» в полной степени, то по крайней мере удовлетворены. Тут важно повышать профессионализм коммунальщиков, уровень квалификации сотрудников, мотивировать их изучать новые подходы и технологии.

- К слову, а как обстоит дело с кадрами в коммунальной сфере?

- В целом, есть понимание, что отрасль стоит на пороге кадровой революции. Это понимание есть и в федеральном министерстве строительства. Понятно, что на кадровый потенциал в ряде регионов сильно повлиял по факту развал системы профильного образования, что проблемным для сферы является низкий престиж профессии, в целом — низкие зарплаты и так далее.

- Отсюда и большая текучка кадров: я где-то читал, что по России она чуть ли не 45 процентов ежегодно.

- Да, это как раз и происходит от описанных проблем — низкий престиж, невысокие зарплаты и так далее. Но есть общее понимание проблемы и постепенно предпринимаются попытки системно решать их. Ведется работа с учебными заведениями, проводятся чемпионаты рабочих профессий World Skills. В будущем году международный чемпионат пройдет в Казани, но проходят и национальный, и региональные чемпионаты, в том числе в Москве прошел уже прошел чемпионат в начале октября, а следующий состоится в феврале 2019 года. Это позволяет отчасти решить вопрос престижа профессий и мотивировать к повышению квалификаций за создания соревновательного момента.

- А какие тренды можно отметить в развитии придомовых территорий? В Москве традиционно и давно много внимания уделяют детским площадкам, например, тут что-то меняется?

- Что касается придомовых территорий, то основное, что хочется отметить — это отказ от представления, что где-то должен быть утвержден единый стандарт и такие детские площадки должны стоять в каждом дворе. Изменения в этом плане произошли следующие — сегодня вопросы того, что будет во дворе, решаются с жителями и муниципальными депутатами. В процессе этого взаимодействия и определяется для каждого двора индивидуально, как там будут обустроены детские зоны, воркауты, площадки для активного отдыха, в том числе для отдыха людей старшего поколения и так далее. Не стоит забывать и об освещении этих объектов, а также всех дорожек, этому сейчас уделяется особое внимание. Также не забывайте и о вопросе озеленения территорий — сейчас не бывает так, что объекты поставили, все деревья, которые там росли, просто срубили, а газон и кустарники вытоптали, как это было раньше.

- Отдельная проблема в свете известных последних скандалов, инициатив властей и отдельных оппозиционных политиков — это проблема сбора и вывоза мусора. Много говорят о раздельном сборе мусора, как необходимой мере для защиты экологии. Москва уже проводила довольно давно, чуть ли не 15 лет назад эксперименты в этой области и, как кажется, опыт был не вполне успешным. Как в этом смысле меняется сознание наших граждан?

- Вы правильно сказали, что речь идет об изменении сознания граждан, прежде всего. Это, так сказать, история эволюционного, а не революционного плана. Государство сегодня на федеральном уровне начинает проработку ряда программ, но долгое время, практически на всем протяжении нашей истории отдельного человека не слишком интересовало, что будет с его мусором. Он его сдал, а куда он денется потом — хоть в овраг, хоть на мусорный полигон — это нашего гражданина не слишком волнует. Не волнует, какой будет судьба этого полиэтилена, этого пластика и какими будут последствия. Исключение до сих пор составляют единицы.

Для граждан в этом смысле важнее всего информирование. Бытует, например, представление, что мусоросжигающие заводы вредны для здоровья, много вреднее полигонов бытовых отходов. Необходимо объяснять, что это не так, что мусоросжигающие заводы намного, в разы более современны и экологичны по сравнению с традиционными свалками. Мы пока видим только первые шаги в решении проблемы раздельного сбора мусора, люди только начинают задумываться о последствиях своей деятельности в этой сфере. Тут важно показать гражданам весь цикл, который проходят отходы от их квартиры до утилизации. Крайне важна в этом социальная реклама. Пока в этой связи можно оценивать лишь первые шаги, но это работа на результат, работа непростая и весьма длительная.

Материал подготовлен при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.


тэги
Москва; 
ЖКХ; 
урбанистика; 

читайте также
С чего начинается партия
Центр политического анализа и социальных исследований победил в конкурсе грантов мэра Москвы
В Москве соберутся волонтеры на фестиваль «Благо своими руками»
Пять минут с Кэтрин Зубович
В Москве задумались о том, как поддержать малый бизнес в период санкций