Кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ. Эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин с рецензией на книгу Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России»
Книга бывшего главного редактора телеканала «Дождь» Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России» по сути представляет собой сборник всех циркулировавших в политической и околополитической среде в нулевые годы слухов и сплетен, касающихся власти. Безусловной и несомненно сильной стороной «Кремлевской рати» является отличная литературная обработка этих слухов. Читается «Кремлевскую рать» легко и на одном дыхании, содержательно же ничего нового к уже более или менее известному она не добавляет. На всем протяжении чтения не покидает устойчивое ощущение, что все это уже где-то слышал, да кстати в книгу вошли далеко не все сплетни и не самые «конспирологические» из них. Впрочем, для креативного класса и хипстеров, склонных к политическому идиотизму, книга может показаться и откровением, разоблачением кремлевской «подноготной». Классу, лишенному классового сознания и политического мышления можно скормить любую «политику».
Мифологическая граница всего, связанного с Кремлем, неявна, ее частенько нарушали и продвинутые советологи времен холодной войны, что же говорить о современных квалифицированных потребителях. Если бы этих слухов «про Путина» не было, то кто-то должен был бы их придумать, или же собрать в единое повествование. Реальность политического мифа, даже воспроизведенного через сплетни и слухи и упакованного в жанр политического романа, а именно так следует определить «Кремлевскую рать», живет своей, вполне самостоятельной и самодостаточной жизнью. В этой конструкции Владимир Путин может быть одновременно всегда напуганным «случайным человеком» на троне и страшным и хитрым тираном, подчиняющим страну и мир своей воли, Путин мог не хотеть проводить Олимпиаду в Сочи и одновременно считать ее важнейшим личным пиар проектом…
«Вся кремлевская рать», как бы не убеждал нас автор и издатели, не история и не политическая археология современной России, не является она и публицистикой. Книга Михаила Зыгаря — качественный и хорошо написанный политический роман. Будь на месте Путина другой лидер, политический роман не стал бы от того менее интересным. Слабой стороной «Кремлевской рати» является то, что политический роман не дотянул до романа социологического, что применительно к самому предмету вывело бы книгу на качественно иной уровень.
Критерии объективности или «правдивости» предъявлять к данном жанру бессмысленно, и это не значит, что «Кремлевская рать» является авторской чистой выдумкой. Можно конечно обижаться на предвзятость автора, но ведь авторский произвол является неотъемлемой частью любого художественного произведения: добро или зло выигрывает или проигрывает вопреки логики и здравого смысла. Другое дело, что подобный политический роман невозможно рассматривать вне контекста и функциональных рамок информационной войны. Книга является фрагментом мозаики альтернативной реальности либеральной части общества.
Популярность «Всей кремлевской рати» обеспечена постоянным интересом ко всему что связано с Кремлем и властью, даже (и особенно) у читателей, которые демонстративно отстраняются от политики и «телевизора». Ведь ничто так не волнует и не возбуждает общественный нерв, как несвойственная для политических фигур деконструкция: «разборка» и последующей сборкой в приемлемый для субъективного потребления «правду» о власти.