Я бы предложил авторам проектов ё-мобиля и Marussia обнародовать их результаты в той степени, которая не вела бы к раскрытию коммерческой тайны
Заявления о прекращении разработки российского гибридного ё-мобиля и кроссровера Marussia сопровождается большим количеством недоброжелательных и язвительных комментариев, авторы которых воспринимают закрытие проектов как однозначно позорный провал. Между тем, по моему мнению, здесь нет ничего трагичного. Наоборот, полагаю, что, несмотря на столь неожиданное завершение сразу же обоих проектов, следует приветствовать те результаты, которых они успели достигнуть.
Как экономист с многолетним опытом работы как в серийном, так и опытном промышленном производстве, я подчёркиваю важность того факта, что в обоих случаях разработка и ё-мобиля и Marussia были доведены до этапа создания опытных образцов! Это крайне важное обстоятельство, которое позволяет увидеть положительный результат проектов.
То есть, речь идёт о значительном достижении и прорыве в разработках.
Ведь были созданы не просто конструкторская документация и рабочая модель каждого автомобиля, а разработчики реально вышли на предварительный этап подготовки дальнейшей передачи образцов автомобилей в серийное производство.
Понимающие специалисты и экономисты знают, что стоимость проекта, достигшего этапа создания опытного образца изделия, многократно возрастает по сравнению с тем, который достиг всего лишь этапа создания, скажем, конструкторской документации или рабочей модели. Поэтому у меня не вызывает сомнения заявление Михаила Прохорова о том, что он получал предложения от одного западного концерна и от китайского производителя о продаже проекта и технологии ё-мобиля за 350−380 млн долларов.
К сожалению (и тут я согласен с критиками), отсутствие надлежащего пиара обоих проектов и информирования общественности и специалистов хотя бы об итоговых результатах проектов не позволяют делать более смелые и глубокие выводы и оценки как итогов, так и перспектив автопроектов Прохорова. В конце концов, в XIX веке самолёт Можайского толком так и не взлетел. Но эта неудача (или незавершённость проекта) не умаляет заслуг выдающегося конструктора самолётов.
С точки зрения экономической обоснованности, также следует правильно оценить причины закрытия проектов. Ими оказались, к счастью, не тупиковая идея, не затяжки в разработке или применение устарелых технологий.
Причиной стала экономическая нестабильность, что не позволило авторам проектов осуществить достоверную оценку экономической эффективности проектов и разработать их бизнес-планы.
По предварительной оценке, стоимость ё-мобиля могла возрасти в 2−3 раза, что выводит его из категории бюджетных автомобилей.
Хотелось бы надеяться на то, что государство, в лице НАМИ, которому, как заявил Михаил Прохоров, передана вся опытно-конструкторская документация, сообщит стране более подробную информацию, которая сегодня может представлять не только узкотехнический, но и общественный интерес.
Я бы предложил авторам обоих проектов (и ё-мобиля, и Marussia) обнародовать их результаты в той степени, которая не вела бы к раскрытию коммерческой тайны. Но сделать это надо не для контроля или проверки, а для, так сказать, общественного аудита, который, как известно, заключается в подготовке предложений по улучшению производственных и экономических результатов. Можно было бы инициировать общественное обсуждение проблемы народного автомобиля для России.
Вне всякого сомнения, эта тема является очень интересной, и она имеет все шансы стать поводом для роста авторитета наших инноваторов и ученых-конструкторов. В этих условиях правительство России имеет возможность привлечь интерес десятков и сотен тысяч людей к идее создания нового отечественного автомобильного бренда. Может быть, именно с этого начнётся процесс возрождения российской промышленности, электроники, регионов страны, где начнётся промышленный выпуск ё-мобиля и Marussia.