При обсуждении вопроса о возвращении Крыма и Севастополя в состав России мы можем опираться не только на волеизъявление народа Крыма и Севастополя, но и на исторические правовые основания
Во внеочередном послании к Федеральному собранию, посвященному вступлению Крыма и Севастополя в состав России, Владимир Путин подчеркнул, что Крым и Севастополь были переданы Украине в 1954 году с грубыми нарушениями конституции и законов СССР. Можно в этом плане также отметить, что было нарушено и международное право, так как передавалась часть территории государства-члена ООН (СССР) другому государству-члену ООН (УССР) с нарушениями международного права.
Однако в своем докладе президент также отметил, что процесс делимитации и демаркации границ России и Украины, включая акваторию Азовского и Черного морей и Керченского пролива, начатый около десяти лет тому назад, явился косвенным признанием фактически пребывания на тот момент Крыма в составе Украины. Потому в основу аргументации послания был положен Устав ООН в части права народов на самоопределение и ряд правовых прецедентов последних десятилетий, включая прецедент Косово.
А между тем, в данном случае имеется особенность, которая позволяет, несмотря на указанное обстоятельство, вернуться к правовой аргументации об изначально незаконном владении Украиной Крымом и Севастополем с учетом международного правового принципа восстановления исторических границ, который является одним из признанных мировым сообществом оснований для их возможного изменения, упразднения или установления.
Так, территория Крыма и Севастополя до 1954 года являлась по отношению к РСФСР эксклавом, отделенным от РСФСР областями УССР, с границей в районе Перекопского перешейка.
Уникальность ситуации в том, что данная граница была на тот момент не только административной границей УССР в составе СССР, но и государственной границей УССР, являвшейся с 1945 года субъектом международного права и членом ООН, или исторической границей Украины.
После 1991 года, когда Украина, фактически аннексировав Крым и Севастополь, вышла из состава бывшего СССР, украинское национальное законодательство данную границу сохранило только как административную, внутреннюю, не подлежащую режиму государственной границы.
Именно поэтому, начатый в последние годы и пока еще не завершенный процесс делимитации и демаркации границ Украины касался прилегающих к Крымскому полуострову акваторий морей и не затронул историческую границу Украины в районе Перекопского перешейка. Так как данная граница не была предметом переговоров Украины и России, то ничто не может быть сегодня истолковано как согласие по умолчанию или как отказ России от восстановления данной государственной исторической границы.
Право России на Крым, опирающееся на международные документы и международные прецеденты, основано как на итогах референдума в Крыму и Севастополе, так и (учитывая особенности правового статуса Украины (УССР) как члена ООН с 1945 года) на правовой ничтожности самой передачи Крыма и Севастополя Украине, проведенной в 1954 году с заведомо грубыми нарушениями национального и международного права.
Очевидно, что в таком случае подлежит восстановлению де-факто историческая государственная граница России в районе Перекопского перешейка, существовавшая на момент признания международного статуса Украины в 1945 году и никем никогда де-юре не упраздненная. Данная граница должна быть восстановлена, делимитирована и демаркирована по завершению реституции Крыма и Севастополя в составе Российской Федерации, в то время как границы по акваториям морей, привязанные к территории Крымского полуострова, могут быть впоследствии уточнены в соответствии с существующими международными правилами.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в связи с особенностями правового статуса Украины как суверенного государства с 1945 года, а также наличия исторической межгосударственной границы по Перекопскому перешейку, никогда не являвшейся предметом переговоров между Россией и Украиной, имеет место совершенно уникальная ситуация.
Таким образом, как уже было отмечено, при обсуждении вопроса о возвращении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации мы можем опираться не только на волеизъявление народа Крыма и Севастополя, но и на данные исторические правовые основания.
В связи с вышеизложенным, возвращая Крым и Севастополь в состав России, мы осуществляем разом оба принципа международного права: права народа Крыма и Севастополя на самоопределение и принцип территориальной целостности России с учетом восстановления исторических границ, а также обосновываем уникальность данного случая, позволяющую рассматривать ситуацию ad hoc (без создания еще одного международно-правового прецедента).