Киевские надежды выглядят более чем сомнительно. Европейцы под давлением из Вашингтона действительно готовы оказывать какую угодно поддержку Киеву, но только не во вред своей экономике
Не успели высохнуть чернила на подписанном между нынешними киевскими властями и словацкой транзитной компанией Eustream меморандуме о реверсных поставках российского газа из Европы на Украину, как зицпредседатель украинского правительства Арсений Яценюк заявил о намерении подать в стокгольмский суд на «Газпром» с требованием снижения цен на газ. Такое заявление выглядит, по крайней мере, неожиданно. Конечно, уже были попытки Киева добиться снижения газовых цен через судебное решение европейских инстанций. В частности, именно так случилось в 2009 году сразу после подписания российско-украинского договора, где была зафиксирована ныне действующая формула подсчета цены на газ для Украины. Но уже тогда было ясно, что судебной перспективы подобные прошения не имеют. С формально юридической точки зрения позиция «Газпрома» абсолютно оправдана и к тому же базируется на межгосударственном соглашении. В конечном итоге Киев тогда решил отказаться.
Что изменилось теперь? Можно предположить, что киевские власти на фоне санкций, накладываемых европейцами на Россию, рассчитывают на большую лояльность Европы, которая вовсю старается стряхнуть с себя задачу вытягивания украинской экономики из болота.
Отсюда недавний ультиматум Яценюка в адрес «Газпрома» о снижении в течении 30 дней цены в 485 долларов за тысячу кубометров газа (после отмены всех скидок) до прежних 268.
Но такие киевские надежды выглядят более чем сомнительно. Европейцы под давлением из Вашингтона действительно готовы оказывать политическую, информационную, какую угодно еще поддержку Киеву, но только не во вред своей экономике. А здесь есть определенные нюансы, затрагивающие энергетическую безопасность Европы. Дело в том, что если для «Газпрома» поставки на Украину через надежное европейское посредничество, в частности, через Eustream выглядит вполне выгодными, то для самих европейцев искомый в Киеве реверс несет с собой очевидные риски.
Угроза для России потерять европейский рынок газа носит мнимый характер. Европа просто не сможет в обозримой перспективе найти конкурентоспособную альтернативу российскому трубопроводному газу. Обещания США обеспечить всю Европу и Украину сланцевым газом выглядят слабореализуемыми. Собственные европейские поставщики газа, такие как Норвегия, Великобритания и Голландия уже объявили, что не собираются увеличивать экспорт этого вида энергоносителей. Экспортируемый газ из арабских источников, например, Катара уже законтратован на многие годы вперед, и здесь изменения также маловероятны. Россия же, напротив, нашла вполне достойную альтернативу Европе для экспорта своего газа в лице Китая. Так, во время предстоящего в мае визита
Другими словами, если для России утрата европейского рынка уже не является критической, то европейцы поставлены перед необходимостью делиться с украинцами поставляемым из России газом.
При этом именно на них будут возложены все риски и издержки взаимоотношений с Украиной, чья платежеспособность сейчас крайне сомнительна. По расчетам украинских специалистов реверсные поставки газа из Европы будут примерно на 100 долларов за тысячу кубометров газа дешевле прямых российских. Но в Киеве не в состоянии оплачивать даже эту сумму. Достаточного для этого объема денежных средств в украинском бюджете нет, а финансовая поддержка киевским властям только обещается. В этой связи обратим внимание на то, что платежи «Газпрому» из Украины не поступают с начала года, когда еще действовали скидки на российский газ, а его цена была ниже предполагаемой цены реверса. Украинский долг перед «Газпромом» уже накоплен в размере 2,2 млрд долларов. Такая неплатежеспособность вынуждает «Газпром» перейти на предусмотренную в соглашении систему предоплаты, если не будет погашена задолженность до 16 мая. К этому надо добавить чрезмерно высокие политические риски на Украине, находящейся на грани гражданской войны и распада.
В совокупности дефицит источников экспорта газа, сомнительная платежеспособность и высокие политические риски уже создают для европейцев неприемлемые условия для взаимодействия с украинскими партнерами в такой «чувствительной» сфере как обеспечение энергобезопасности. Но газовый реверс на Украину затруднен еще и по исключительно техническим причинам, точнее отсутствием мощностей для перекачки газа из Европы на Украину. Показательным в этом отношении примером стало подписанное между Киевом и Eustream соглашение о реверсе газа, которое является не более чем меморандумом о взаимопонимании, не имеющем юридически обязывающей силы. То есть в дальнейшем он должен быть подкреплен полноценным двусторонним контрактом о поставках газа с указанием объемов экспорта, формулы ценообразования, графиком расчетов.
Воспринимаемый в Киеве как победа документ отражает лишь украинские надежды на приобретение инструмента влияния на российскую позицию по ценовой и долговой проблематике накануне предстоящих 2 мая в Варшаве трехсторонних переговоров России, Украины и ЕС.
Напомним, суть меморандума о взаимопонимании заключается в том, что украинская и словацкая стороны согласились с возможностью строительства отводной от магистрального газопровода ветки Вояны (Словакия) — Ужгород (Украина). Для этого потребуется немного: 20 млн долларов и полгода. Но запуск ветки возможен в лучшем случае в октябре текущего года и перекачивать она до марта 2015 года будет в 10 раз меньше газа (3,2 млрд кубометров газа в годовом выражении), чем рассчитывает украинская сторона (30 млрд кубометров). И только с марта следующего года пропускная способность ветки выйдет на свою номинальную мощность в 10 млрд кубометров. Но и такой экспортный объем не решает для Киева проблемы замещения российского газа. В этой связи напомним, что годовой объем потребления газа на Украине составляет более 50 млрд кубометров. Россия из них обеспечивает около половины, в прошлом году — 28 млрд.
Таким образом, на варшавскую трехстороннюю встречу российская сторона выходит с более весомыми позициями, чем киевские власти или европейское руководство. Другое дело, что участники в равной степени понимают, что Украина самостоятельно не в состоянии погасить накопившуюся задолженность и успешность переговоров будет зависеть от того, на какие уступки пойдут европейцы в предоставлении финансовых гарантий украинской стороны и насколько Россия сможет смягчить свои требования по долговому и ценовому вопросам. Возможно, для этого потребуется заключение нового газового соглашения как в двустороннем, так и трехстороннем форматах.