Цель Запада – подорвать авторитет и репутацию руководства Российской Федерации
Очередные западные санкции против отдельных секторов экономики и непосредственно против конкретных компаний России открыли новую, но, увы, вновь печальную страницу российско-американских отношений.
Комментаторы уже вовсю обсуждают последствия июльской волны санкций Запада, пытаясь определить их прямой экономический ущерб для России.
Однако я полагаю, что они неправильно подходят к анализу ситуации. Я уверен, что западные санкции не ставят целью нанести ущерб конкретным лицам и компаниям в России. Хотя в масштабах страны многие из попавших в санкционные списки являются значительными субъектами экономики и политическими фигурами, для США же и Европейского Союза большинство из них представляют собой слишком мелкие цели.
Конечно, не следует вновь недооценивать прямые экономические последствия последних санкций, направленных на закрытие доступа для крупнейших российских компаний и банков к среднесрочным и долгосрочным валютным кредитам. Так, в августе 2008 года, после начала российско-грузинского военного конфликта, западные банки без официального объявления санкций закрыли свои кредитные линии российским банкам. Российская банковская система временно лишилась доступа к источникам своего фондирования, что снизило её ликвидность. И это стало одной из причин, спровоцировавших банковский кризис в России 2008−2009 годов.
Очевидно, что Запад умышленно увеличивает критическую массу негатива как в экономике, так и политике нашей страны.
В итоге, его возросшее количество будет угрожать началом широкомасштабного финансового и экономического кризиса в России. А затем, как надеются западные аналитики и политики, в России произойдёт глубочайший политический кризис.
Таким образом, целью западных санкций, как я вижу, является постепенное расшатывание стабильности в России, нарастание в стране обстановки неуверенности и нервозности, переходящих в страх и отчаяние, и затем — в панику. Действительно, в числе основных политических и экономических новостей России уже стабильно присутствуют слухи и прогнозы сроков и масштабов новых западных санкций. Очевидно, что западные санкции нервируют всех сознательных людей в России. Скорее, не сами санкции, а чувство неопределённости и попытки угадать, какими будут санкции, кого они коснутся, производят гораздо больший эффект, чем сами санкции. Люди всё больше выводят депозиты из банков, в возрастающем количестве приобретают валюту.
Западу хотелось бы, чтобы Россия стала похожа на замершего от ужаса кролика в клетке, куда медленно вползает гигантский удав. Поэтому уже новые санкции Западом будут введены обязательно, даже если для них не будет прямого повода.
В настоящее время самым эффективным и широко применяемым средством геополитического соперничества является так называемое «экономическое оружие». Для того чтобы сломить правительство, неугодное Западу, применяются уже не ракеты, бомбы и снаряды. Ведь волю страны к сопротивлению можно сломить не военной силой, а путём постепенной и внешне неприметной дестабилизации обстановки в стране и подрыва её экономики. И только тогда, когда в стране воцарится хаос и беспорядки, вооружённые силы НАТО уничтожают части регулярной национальной армии, оставшиеся боеспособными и верными правительству.
Так были побеждены Ирак, Ливия, недавно то же самое едва не произошло с Сирией.
Отмечу тот факт, что, чем больше степень интегрированности национальной экономики в мировую экономику (тем более — в западную), тем выше уязвимость такой страны перед санкциями. Поэтому вполне предсказуемо, что удары будут наноситься именно по финансово-банковской сфере, которая построена по западным образцам и максимально зависима от Запада. Прекращение инвестиций в Россию со стороны банков ЕБРР и ЕИБ преследует целью вновь ослабить российскую банковскую систему, как это произошло в августе 2008 года.
Ещё одна цель Запада — подорвать авторитет и репутацию руководства Российской Федерации, продемонстрировать российской элите и населению, что ни Президент Владимир Путин, ни кто-либо другой в России не пользуется авторитетом на Западе и не способен никак повлиять на западные правительства.
В этой крайне серьёзной ситуации, всё больше похожей на ту, в которую попадали Ирак и Ливия, необходимо отказаться от ложной самоуверенности, а поддержать усилия Путина по формированию блока-противовеса западной гегемонии, а также расшатыванию западной антироссийской коалиции. Однако уже очевидно, что практические результаты этой деятельности быстро не появятся.
Поэтому самое важное сегодня — это противодействовать дестабилизации национальной экономики.
В сегодняшней ситуации в России представляется необходимым перейти к практическим мерам прямого стимулирования эффективности экономики.
Давно уже пора скорейшим образом приступить к масштабной модернизации промышленности России и внедрению новых высокоэффективных промышленных и научных технологий.
Ещё одним направлением является демократизация экономики России, ослабление разрушительных административных ограничений и безграничной коррупции со стороны чиновников всех уровней. Одновременно стоит усилить роль государства в жизненно важных отраслях. Тем самым будет стимулироваться эффективная экономическая деятельность и деловые инициативы населения, что сможет снизить нарастающий в России дефицит финансовых ресурсов. При этом можно добиться роста эффективности государственных расходов, рентабельности и ряда других экономических показателей.