Стыд израильтян за то, что их государство делает на Западном берегу, был бы признаком настоящего гражданина Израиля

18 мая 2021 / 21:25

Последняя арабо-еврейская эскалация показывает, что верховенство закона в Израиле разрушено - по крайней мере, для палестинцев, которые предоставлены сами себе и не могут апеллировать к какому-либо высшему органу, который бы вмешался, когда на них нападут

Иногда мое правительство делает что-то такое, что заставляет меня глубоко стыдиться того, что я являюсь гражданином Словении. Один из таких моментов произошел в начале этого месяца, когда в знак солидарности с Израилем оно решило (вместе с Австрией и Чехией) вывесить израильские флаги на правительственных зданиях наряду с национальными флагами и флагами ЕС. Официальным объяснением было то, что Израиль подвергается ракетным обстрелам из Газы и вынужден защищаться - никаких обычных призывов к взаимной сдержанности, только четкое возложение вины.

Но нынешняя эскалация израильско-палестинского конфликта началась не с ракет из Газы; она началась в Восточном Иерусалиме, откуда Израиль снова пытается выселить семьи палестинцев. Разочарование палестинцев легко понять: более 50 лет после Шестидневной войны 1967 года они находились на Западном берегу в своеобразном лимбе, не имея своей идентичности, будучи беженцами на собственной земле.

Такое затягивание отвечает интересам Израиля: они хотят получить Западный берег, но не хотят напрямую аннексировать его, потому что в этом случае им пришлось бы сделать проживающих там палестинцев гражданами Израиля. Поэтому ситуация просто затягивается и время от времени прерывается переговорами, которые прекрасно описал один из палестинских участников: обе стороны сидят по разные стороны стола с пиццей посередине, и пока они ведут переговоры о том, как поделить пиццу, одна сторона постоянно съедает свои части.

Когда в знак солидарности с протестующими палестинцами на Западном берегу Хамас начал запускать ракеты по Израилю, этот акт (который следует осудить) мог послужить для Нетаньяху прекрасной почвой для набора политических очков: по-настоящему отчаянный протест против израильской этнической чистки превратился в очередной конфликт между Хамасом и Израилем, причем Израиль просто отвечал на ракетные обстрелы. Но Нетаньяху пришлось признать, что гражданские беспорядки в Израиле представляют собой большую угрозу, чем ракеты из Газы. Он осудил "анархию" еврейско-арабского насилия, творящегося в городах на всей территории Израиля.

Одним из центров протестов является израильский город Лод, расположенный к юго-востоку от Тель-Авива, где проживает большое количество палестинцев. Мэр Лода охарактеризовал происходящее как "гражданскую войну". Банды с обеих сторон терроризируют вплоть до прямых линчеваний отдельных жителей, целые семьи и грабят магазины.

"Крайне правые еврейские израильтяне, зачастую вооруженные пистолетами и действующие на виду у полиции, на этой неделе переместились в смешанные районы. В сообщениях, которыми поделилась одна онлайн-группа,в которой состоят сторонники еврейского превосходства, евреев призывали ехать в Лод. "Не приходите без средств самообороны"", - говорится в одном из сообщений", - писала в субботу газета "Гардиан". "Амир Охана, министр внутренней безопасности, поощряет бдительность, заявив в среду, что "законопослушные граждане, носящие оружие", являются подспорьем для властей. Он сделал эти комментарии после того, как подозреваемый еврейский стрелок был обвинен в убийстве араба в Лоде. Министр, не представив доказательств, заявил, что это была самооборона".

Самым опасным свойством разворачивающейся ситуации является то, что израильская полиция даже не делает вид, что действует как нейтральный представитель закона и общественной безопасности; по сообщениям, она аплодировала ультраправой еврейской толпе, размахивающей израильскими флагами в Лоде.

Короче говоря, верховенство закона в Израиле разрушено, по крайней мере, для его палестинских граждан - они предоставлены сами себе, они остались один на один с ситуацией; они не могут обратиться в какую-либо высшую инстанцию, которая могла бы вмешаться, в случае, когда на них нападают. Эта скандальная ситуация является лишь следствием того, что происходит в Израиле в последние годы: открыто расистские ультраправые (которые хотят утвердить то, что они непристойно называют "полным суверенитетом" Израиля над Западным берегом и относятся к живущим там палестинцам как к незваным гостям) все больше и больше признаются как легитимные и становятся частью общественного политического дискурса. Эта расистская позиция всегда была де-факто основой израильской политики, но она никогда не признавалась публично; это была лишь тайная - хотя и известная всем - мотивация израильских политиков, чья публичная официальная позиция всегда (по крайней мере, до недавнего времени) заключалась в двухгосударственном решении и уважении международных законов и обязательств.

Теперь, когда этот фасад уважения к закону осыпался, недостаточно сказать, что реальность, которую мы видим сейчас, всегда была правдой, скрывавшейся за внешними приличиями. Приличия необходимы; они обязывают нас действовать определенным образом - поэтому без внешних приличий меняется и наш образ действий. Дистанция между публичной видимостью и темной реальностью, стоящей за ней, позволила Израилю представить себя как современное правовое государство в противовес арабскому религиозному фундаментализму, но после публичного принятия религиозного фундаменталистского расизма именно палестинцы теперь являются силой светского нейтралитета, в то время как израильтяне ведут себя как религиозные фундаменталисты.

Более широкий контекст текущей эскалации событий в Израиле делает всю картину еще более мрачной: сначала во Франции, а затем в США значительная группа военных офицеров и отставных генералов опубликовала письма, предупреждающие об угрозе национальной идентичности и образу жизни своих стран. Во французском письме подверглась критике терпимость государства к исламизации, а в США же военные предупреждали о "социалистической" и "марксистской" политике администрации Байдена. Миф о деполитизированном характере вооруженных сил развеян: значительная часть армии поддерживает националистическую повестку. Короче говоря, то, что происходит сейчас в Израиле, является частью глобальной тенденции.

Но что все это означает для еврейской идентичности? Как сказал один из переживших Холокост: "Раньше антисемит - это человек, который не любит евреев; теперь антисемит - это человек, которого не любят евреи". Недавно состоявшаяся дискуссия об антисемитизме и движении "Бойкот, отчуждение, санкции" (BDS) в "Шпигеле" называлась "Wer Antisemit ist, bestimmt der Jude und nicht der potenzielle Antisemit" ("Еврей, а не потенциальный антисемит, определяет, кто является антисемитом"). Хорошо, звучит логично; жертва должна сама определять свой статус жертвы, поэтому в том же смысле, в каком это относится к женщине, которая утверждает, что ее изнасиловали, это должно относиться и к евреям. Но здесь есть две проблемы. Первая: разве не то же самое должно происходить и с палестинцами на Западном берегу, которые должны определить, кто крадет их землю и лишает их элементарных прав? И вторая: кто такой "еврей", который определяет, кто является антисемитом? А как насчет довольно многочисленных евреев, которые поддерживают BDS или, по крайней мере, сомневаются в политике государства Израиль на Западном берегу? Не подразумевается ли под процитированной позицией, что, хотя эмпирически они евреи, в каком-то "глубинном" смысле они не евреи, они предали свою еврейскую идентичность? (Однажды меня обвинили в антисемитизме только за то, что я просто использовал слово "евреи"...)

Итальянский историк Карло Гинзбург предложил идею о том, что стыд за свою страну, а не любовь к ней, может быть признаком настоящего гражданина. Высший пример такого стыда произошел в 2014 году, когда сотни людей, переживших Холокост, и потомков тех, кто пережил Холокост, поместили объявление в субботнем выпуске "Нью-Йорк Таймс", осуждающее то, что они называли "массовым убийством палестинцев в Газе и продолжающейся оккупацией и колонизацией исторической Палестины". "Мы встревожены крайней расистской дегуманизацией палестинцев в израильском обществе, которая достигла предельной точки", - говорится в их заявлении.

Может быть, сегодня некоторые израильтяне наберутся мужества и почувствуют стыд за то, что израильтяне делают на Западном берегу и в самом Израиле - конечно, не в смысле стыда за то, что они евреи, но, напротив, в смысле стыда за то, что израильская политика на Западном берегу делает с самым ценным наследием самого иудаизма.

RT