Станет ли R1 – Р-1?

14 июля 2014 / 21:45

На прошедшей в Екатеринбурге выставке «Иннопром» Уралвагонзаводом был представлен новый российский трамвай «Russiaone» (в сокращенном варианте R1)

На прошедшей в Екатеринбурге выставке «Иннопром» Уралвагонзаводом был представлен новый российский трамвай «Russiaone» (в сокращенном варианте R1). Прежде всего, проект привлек внимание необычным для отечественнойпромышленности футуристическим дизайном, получившим кстати высокие оценки у иностранных специалистов. Кроме того, серийное производство «Russiaone» заявлено уже на осень текущего года.

Несмотря на «экспортное» название, в R1 заложены самостоятельные и позитивные смыслы и символы.

Р-1 — так, напомним, назвалась первая советская космическая ракета Сергея Павловича Королева, давшая начало всей отечественной космической программе.

Правда в СМИ, трамвай пафосно назвали айфоном на рельсах, что, очевидно, является высшей степенью признания любого продукта. Вообще, не дизайна как таковой, а проблема восприятия и мышления очень ярко проявила себя в этом проекте.

Например, наш креативный класс, который так много рассуждает о необходимости преобразования окружающей среды, внедрения современного дизайна и архитектуры, жить не может без урбанистики и т. д., встретил R1 очень холодно и едва ли не с раздражением. Хотя, казалось бы, именно R1 и создан чтобы выполнить задачи модернизации общественного пространства и, хотим ли мы того или нет, государственных коммуникаций. Напротив, сразу же появилось масса негативных комментариев относительно убитых старушек, страшных аварий, которые неизбежно произойдут, в частности, из-за необычного наклона кабины, хотя последний спроектирован именно с целью увеличения обзора путей водителем… Трамвай был вмонтирован в фотографии российской действительности, разбитых остановок и грязи.

Конечно, новый проект нуждается в серьезном и профессиональном разборе специалистов по безопасности, эргономики, материаловедению, дизайна и т. д.

Еще предстоят испытания, свои изменения внесет производство, но проблема заключается не в трамвае, а его «целевой» аудитории. R1 показал неспособность и невосприимчивость российского креативного класса к инновационному мышлению, замаскированному под лицемерный перфекционизм, пессимизм и агрессию.

Ведь подобные проекты, при всей их неоднозначности, лишают аргументов к критики государства, которое начало что-то менять. Перед реальными изменениями, которые действительно идут очень сложно и не так быстро как хотелось бы, наше общество оказывается беспомощным. Хочется задать вопрос: что же будет критиковаться дальше, когда государство постепенно решит все «священные» проблемы креативного класса? И по улицам будут ездить R1 Уралвагонзавода, а не Ё-мобили миллиардера Прохорова?..

Новый общественный транспорт — важный и знаковый проект по возрождению российского промышленного дизайна и формированию современной предметной среды.

R1, даже в формате прототипа, еще раз продемонстрировал, что проблемы дизайна и производства не могут рассматриваться в отрыве от гуманитарных проблем общественного восприятия и понимания происходящих в обществе процессов, даже если они выражены в такой «бытовой» форме.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
дизайн; 
брендинг; 
транспорт; 
экономика; 
Уралвагонзавод; 

читайте также
Павел Данилин: откровенные мемуары Артемия Лебедева были бы интереснее мемуаров Барака Обамы
О политических и эстетических противоречиях логотипа Москвы
Готов к труду и обороне?
Станет ли современное искусство снова диссидентским?
Выходной государственной важности