После 50-летнего перерыва официально восстанавливают дипломатические отношения два казалось бы непримиримых врага — США и Куба. Однако до полноценного сотрудничества между двумя странами еще очень и очень далеко. Если вообще такое сотрудничество возможно
СЮРПРИЗ ОТ ОБАМЫ
В конце прошлого года весь мир облетела весьма неожиданная новость — Вашингтон и Гавана намерены восстановить дипломатические отношения. Сообщив об этом, президент США Барак Обама подчеркнул, что «намерен поставить интересы народов обеих стран на первое место в нашей политике».
В течение 50 лет США стремились к тому, чтобы восстановить на Кубе демократию и добиться соблюдения прав человека. «Мы делали это при помощи политики изоляции острова», — указал он. При этом глава Белого дома признал, что американские санкции, введенные против острова свободы, имели «незначительный эффект» и что к ним не присоединилась ни одна другая страна. Действительно, на Генеральной Ассамблее ООН против резолюции, призывающей снять с Кубы американскую экономическую блокаду, традиционно голосовали лишь США, Израиль и Маршалловы острова.
Теперь же Вашингтон намерен развивать поездки на Кубу, торговлю, информационные потоки между странами. Однако некоторые торговые ограничения прописаны в американском законодательстве, поэтому Обама пообещал «активно работать с Конгрессом по вопросу снятия эмбарго».
ЧТО ОТМЕНИЛИ?
Пока стороны утрясали необходимые формальности перед официальным установлением дипотношений, обе столицы продемонстрировали добрую волю. В результате США смягчили барьеры в передвижении между Кубой и США для предпринимателей, правительственных работников, журналистов, а также для членов некогда разделенных семей. Кроме того, американским финансовым институтам было разрешено открывать корреспондентские счета на Кубе, а зарегистрированным в США интернет-провайдерам — вести работу в этой стране.
Американской стороной были также сняты ограничения на экспорт материалов для строительства частных домов, некоторых товаров для малого бизнеса и сельскохозяйственной техники.
В ответ на это Куба освободила сразу несколько десятков человек, считавшихся «политзаключенными».
Вместе с тем американским компаниям по-прежнему запрещено сотрудничать с кубинскими бизнесменами, а компаниям третьих стран нельзя экспортировать в США продукцию кубинского производства или продукцию, содержащую компоненты, произведенные на Кубе. Сохраняется значительное количество запретов и в финансовой сфере.
Американское торговое эмбарго в отношении Кубы основывается, в том числе, на законе Хелмса-Бертона, подписанном президентом Биллом Клинтоном 12 марта 1996 года. В документе, в частности, указывается, что ограничения будут сняты только в случае смены власти на острове и создания там демократического правительства.
Поскольку «коммунистический режим» на Кубе как был, так и остается и конгресс США не планирует отменять закон, перспективы полной нормализации отношений между двумя странами как были, так и остаются весьма туманными.
«ДВА ЗАЙЦА» ОБАМЫ
Складывается впечатление, что дорабатывающий свой последний срок президент США Барак Обама сейчас стремится сделать несколько дел одновременно. Во-первых, создать то, что по итогам его руководства страной можно будет назвать «наследием Обамы». Во-вторых, попытаться оттянуть от России ее традиционных союзников, коим является, в том числе и Куба. И в-третьих, подкрепить авторитет США перед странами Латинской Америки, которые стали в последние годы активно «смотреть по сторонам» в поисках партнеров в других регионах.
Из всего этого перечня наиболее важным представляется первый пункт, так как до недавнего времени Обаме особо нечего было предложить соотечественникам в качестве «наследия». В историю США он мог войти лишь как первый чернокожий президент страны. Но совершенно очевидно, что такой вариант вряд ли удовлетворит нынешнего главу Белого дома.
Да, при Обаме стране удалось преодолеть очередной экономический кризис, однако до недавнего времени главе государства было совершенно нечего положить в свою «внешнеполитическую копилку».
Именно по этой причине представители нынешней администрации стремились как можно скорее результативно завершить переговоры с Ираном в рамках «шестерки» (РФ, США, Великобритания, Китай, Франция и Германия). При «лидирующей роли США», разумеется. В этот же ряд вполне вписывается и «нормализация» американо-кубинских отношений.
В ВОСТОРГЕ НЕ ВСЕ
Однако, как и в случае с Ираном, далеко не все американские законодатели пришли в восторг от предпринятых администрацией Обамы шагов в отношении Кубы.
Конгрессмены, причем как республиканцы (что логично, особенно в условиях начинающейся в США предвыборной президентской гонки), так и демократы, выступили с жесткой критикой президента, обвинив его в «уступках диктаторам», «поддержке жесткой политики кубинского руководства» и даже в стремлении бессмысленно потратить деньги налогоплательщиков на финансирование посольства Соединенных Штатов в Гаване.
Конечно, заявив о курсе на нормализацию американо-кубинских отношений, Обама пообещал добиться от конгресса начать постепенное свертывание экономической блокады Кубы. Это, по мнению президента, даст возможность положить конец «наследию недоверия в нашем (Западном) полушарии», оставленном «холодной войной». Но одно дело сказать и совсем другое — добиться от законодателей желаемого результата.
Учитывая более чем критичные высказывания конгрессменов относительно деятельности президента на кубинском направлении, а также тот факт, что не только конгресс, но и сенат сейчас находится под контролем у республиканцев, шансы Обамы добиться желаемого сводятся практически к нулю.
НА КУБЕ ОСТОРОЖНЫ
Экономический ущерб, понесенный Кубой за более чем 50 лет блокады, составил, по разным оценкам, порядка 1 трлн долларов.
Кроме того, Куба не намерена поступаться своими интересами и вести речь о полной нормализации отношений пока продолжается торговая, экономическая и финансовая блокада, оккупация территории Гуантанамо военно-морской базой США, незаконные трансляции радио- и телепередач, а также подрывные действия против правительства острова. Гавана намерена настаивать на необходимости выплаты кубинскому народу компенсации за причиненный блокадой ущерб.
Совершенно очевидно, что в обозримом будущем вряд ли удастся распутать огромный клубок проблем, накопившихся в американо-кубинских отношениях. Более того, Куба может стать камнем преткновения и в ходе предвыборной президентской кампании в США.
Но ведь очевидно, что с чего-то надо начинать разрешение противоречий. Тут инициатива 44-го президента США должна рассматриваться как шаг в правильном направлении, чем бы данный шаг не обосновывался.