Осталось всего несколько дней до события, которое будет без преувеличения в центре внимания всего мира. Речь идет о предстоящей встрече в Вашингтоне председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Барака Обамы 25 сентября в рамках первого государственного визита китайского лидера
Как подчеркнул Белый дом, делая объявление о двустороннем саммите, пребывание руководителя Китая «будет представлять собой благоприятную возможность для расширения американо-китайского сотрудничества по спектру глобальных, региональных и двусторонних вопросов, представляющих взаимный интерес». Одновременно визит позволит руководителям двух стран «конструктивно обсудить области разногласий».
Так о чем же могут поговорить лидеры двух великих держав? Объять необъятное — невозможно, а потому остановимся лишь на некоторых моментах. Беседа, наверняка, зайдет об экономике. И это важно, поскольку от экономического здоровья обоих государств зависит многое в этом мире, который болезненно реагирует буквально на каждый их чих. Особое место, как представляется, в данной области будет отведено инвестициям. Кстати, именно на этом направлении потенциально могут быть достигнуты самые значимые результаты. Тем более, что на днях Си Цзиньпин заявил, что «Китай должен приложить решительные усилия по привлечению иностранных инвестиций и иностранных технологий и улучшить механизм обеспечения открытости страны». А несколько ранее и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян высказывался в том же духе. Более того, по его словам, КНР намерена упростить правила вложения средств из-за рубежа в экономику страны. А ведь уже, по данным министерства коммерции, объем прямых иностранных инвестиций в экономику материкового Китая по итогам первой половины года составил 68,41 млрд долларов, на 8,3 процента выше аналогичного показателя 2014 года.
На возможность позитивного исхода саммита в этой области говорит и такой факт, что в первой декаде сентября на американо-китайских торгово-экономических переговорах в столице США состоялся обмен обновленными предложениями (первыми такого рода инициативами стороны обменялись еще в июне) по заключению двустороннего договора о поощрении и взаимной защите инвестиций. Как прокомментировал это событие аппарат представителя США на торговых переговорах Майкла Фромана, Китай представил пересмотренный список секторов своей экономики, закрытых для американских капиталовложений. С точки зрения ведомства, для успешного завершения данного диалога двум сторонам необходимо выработать «текст договора, отвечающий высоким стандартам», а также достичь соглашения по «ограниченному» списку секторов китайской экономики, закрытых для инвестиций из США. Естественно, что в таком развитии событий крайне заинтересованы американские корпорации — китайский рынок ведь огромен. Не случайно лидеры бизнеса США направили незадолго до госвизита послание Бараку Обаме и Си Цзиньпину, высказавшись за скорейшее заключение «значимого и отвечающего высоким стандартам» двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Дело хорошее, но не скорое. Еще в июне министр финансов США Джейкоб Лью признал, что подготовка двустороннего договора о поощрении и взаимной защите инвестиций, которая идет уже около семи лет, все еще находится лишь на начальной стадии…
Военная тематика практически наверняка будет затронута на переговорах лидеров двух государств, являющихся одними из самых мощных в мире в этом плане. Тем более, что в июне Соединенные Штаты и Китай договорились усилить военное сотрудничество, а также взаимодействие по решению региональных и глобальных проблем. Тогда помощник президента по национальной безопасности Сюзан Райс по итогам встречи в Вашингтоне с зампредседателя Центрального военного совета КНР Фань Чанлуном «подчеркнула важность снижения уровня разногласий в таких вопросах», как например, безопасность на море. Последние события в этой области придают еще большую актуальность выработке взаимопонимания между двумя державами. Имеется в виду парад 3 сентября в Пекине в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне и войне сопротивления китайского народа японским захватчикам, на котором был продемонстрирован ряд новейших видов вооружений КНР. Кроме того, в сентябре пять китайских боевых корабля впервые в истории появились у берегов Аляски, когда там находился с поездкой Барак Обама. Газета «Уолл-стрит джорнэл» обращает внимание на такой факт, что они вошли в этот районе «после участия в совместных морских учениях с Россией». Американские политологи считают, что оба события призван были показать США растущую мощь и мобильность ВС Китая перед визитом Си Цзиньпина. Стало быть, на переговорах может последовать какая-то реакция…
О чем, возможно, лидеры — по дипломатическим соображениям, чтобы не омрачать статусность госвизита, — не будут много говорить или углубляться в детали, по крайней мере, публично? Скорее всего, таких тем будет несколько. Это, например, постоянные наезды США на КНР по вопросам прав человека. Хотя и по этому вызывающему споры вопросу идет диалог — чуть более месяца назад состоялся 19-й раунд американо-китайского диалога по правам человека, на котором помощник госсекретаря Том Малиновски помянул и предстоящий приезд лидера КНР, заявив, что властям Китая необходимо улучшить ситуацию с соблюдением прав человека и освободить арестованных активистов в преддверии визита Си Цзиньпина.
Еще одним камнем преткновения являются усилия Пекина по преследованию коррупционеров, бежавших в США. Министр иностранных дел КНР Ван И предложил в Пекине в мае госсекретарю США Джону Керри начать консультации с целью подписать договор об экстрадиции таких преступников. Американский дипломат признал, что Америка «ни при каких обстоятельствах не должна быть раем» для коррумпированных китайских чиновников, равно как и похищенных ими авуаров. Однако на деле не все так безоблачно. Публичных заявлений по поводу договора после этого как-то не звучало. А спустя пару месяцев «Нью-Йорк таймс» со ссылкой на собственные источники утверждала об активизации китайских агентов в США, которые «пытаются заставить известных эмигрантов немедленно вернуться на родину, некоторых из них в Китае разыскивают по обвинению в коррупции». По ее данным, «администрация Обамы даже выступила с предупреждением по отношению к Пекину» в связи с такого рода деятельностью. Недовольство Вашингтона по этому поводу, «как ожидается, осложнит визит председателя КНР», пишет газета.
А недавняя почти истерия с угрозами в США по поводу неких преступных действий Китая в киберпространстве? Практически наверняка /возможно, и не публично/ она будет затрагиваться на переговорах на высшем уровне. Как заявил в середине сентября Барак Обама, «я собираюсь принять председателя КНР через пару недель, и мы дали ясно понять китайской стороне, что неприемлемыми являются определенные действия в киберпространстве, в которые вовлечен Китай, и, как мы знаем, исходят от него». Вашингтон устроил настоящие «качели» с угрозами введения санкций против Пекина — то «достоверные источники» сообщают, что карательные меры вот-вот будут объявлены, то, по словам официальных лиц американской администрации, как минимум до визита Си Цзиньпина «никаких санкций не будет». Сначала «да», потом — «нет». Элементарная схема шантажа и давления с использованием некоей «доброй воли» перед госвизитом. Что касается КНР, то она на все попреки и обвинения США резонно предлагает иной путь решения проблемы. Как заявил официальный представитель МИД Китая Хун Лэй, «китайское правительство выступает против кибератак в любой форме, и КНР также является их жертвой. И именно поэтому обеспечение кибербезопасности должно стать сферой сотрудничества, а не конфронтации между Китаем и США». По его словам, Пекин «надеется, что США прекратят выдвигать безосновательные обвинения, а также усилят диалог и сотрудничество на основе взаимного доверия и уважения». Прислушаются ли в Вашингтоне? Большой вопрос…
Еще одна болевая точка в американо-китайских отношениях связана с неумным желанием США вмешиваться в события, происходящие далеко за их пределами. Так, администрация Обамы неоднократно публично призывала Пекин прекратить в Южно-Китайском море насыпные работы в целях увеличения площади ряда рифов и островов (на которые претендуют и другие страны региона) и сооружения на этих территориях объектов, в том числе аэродромов, которые могут использоваться вооруженными силами. На такие обвинения и подозрения Китай традиционно отвечает, что ведет «обычную строительную деятельность на собственных островах, рифах и других территориях в Южно-Китайском море». При этом МИД КНР напомнил, что «другие страны не вправе указывать Китаю». Более того, министерство призвало США занять беспристрастную позицию по территориальным спорам в Южно-Китайском море, а также воздержаться от действий, которые могут повредить региональному миру и стабильности. «США подтолкнули Филиппины обратиться в международный арбитраж для разрешения проблемы Южно-Китайского моря и, тем самым, выступили в роли некоего внесудебного третейского арбитра для этой страны», — подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве КНР, обратив внимание Вашингтона на то, что «Соединенные Штаты не являются страной-участницей территориальных споров в Южно-Китайском море».
Что касается мнений экспертов по поводу результатов госвизита, то они, естественно, разные по сути и тональности. Китаю и США необходимо избавиться от образа «вечных конкурентов и искать общие интересы», убежден бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. По его словам, «наши страны должны вести стратегический диалог на самом высоком уровне, который позволил бы устранять возникающие противоречия. Ухудшение отношений всегда происходило под влиянием краткосрочных факторов, при этом не учитывались стратегические интересы». Хотя, признал ветеран американской внешней политики, Пекин и Вашингтон сейчас не готовы к такому сближению, какое произошло в 1972 году, когда Ричард Никсон впервые посетил Китай. Почетный профессор Гарвардского университета Эзра Фогель, автор книги «Дэн Сяопин и трансформация Китая», сказал, что, «по моим предположениям, Барак Обама и Си Цзиньпин придут к чему-то, что удивит нас, к чему-то хорошему, о чем они объявят, как о результатах переговоров». «Я думаю, что оба лидера хотят добиться этого прогресса», — считает ученый. Американский же эксперт Роберт Кун, написавший такие книги, как «Человек, который изменил Китай: жизнь и наследие Цзян Цзэминя» и «Как размышляют китайские лидеры», заявил агентству Синьхуа, что заниженные ожидания в отношении итогов американо-китайского саммита как раз и могут стать преимуществом, так как люди будут «приятно удивлены» и, возможно, будут рассматривать визит как «важный сигнал того, что Китай, как и США, действительно хочет решать проблемы между двумя странами». «Си Цзиньпин посетит Вашингтон, и вряд ли это будет радостный визит. Саммит будет либо „сахарным“ — масса пустых калорий и никакой питательной ценности, либо полной катастрофой», — приводит Foreign Policy мнение эксперта по Китаю Центра стратегических и международных исследований Скотта Кеннеди.
…И последнее. Когда-то, в начале первого президентского срока Обамы, появилась концепция «Большой двойки» (G2). Она была нацелена на беспрецедентное взаимодействие с Китаем с тем, чтобы осуществлять мировое лидерство совместно с ним, предложив ему формирование чего-то похожего на дуумвират. G2 предлагала не соперничать с Китаем в ХХI веке за статус сверхдержавы, а разделить этот статус с ним, превратив в своего союзника)и понятно, против кого предполагалось дружить). Однако концепция, не учитывающая реального положения в мире, так и не была реализована. А госвизит Си Цзиньпина, как представляется, окончательно ее похоронит. Ведь в отношениях России и Китая в последнее время наступило заметное потепление, что не только сильно встревожило Вашингтон, но и поставило крест на его попытках оторвать Пекин от Москвы. По крайне мере, на сегодняшний день. Чего только стоят визит 9 мая китайского руководителя в Москву и посещение сентябрьских торжеств в Пекине главой российского государства Владимиром Путиным. Они наглядно и на весь мир продемонстрировали истинно братские взаимосвязи двух стран, основанные на совпадающих по многим аспектам позициям относительно событий в мире. Например, неприятие политики санкций, в том числе и в связи с кризисом на Украине; осуждение вмешательства во внутренние дела суверенных государств, чем частенько грешат США; и так далее…