Опасения, что в Сочи Россию ждет провал, не оправдались ни по одному из пунктов, которые усиленно обсуждались в последние годы
Сочинская Олимпиада закончена, хотя Игры еще продолжаются - Паралимпиада завершится только 16 марта. Олимпиада, безусловно, удалась - это отмечают не только российские официальные лица (они все-таки люди заинтересованные), но и чиновники Международного олимпийского комитета (хотя они тоже не без интереса), а также спортсмены и болельщики - то есть те, ради кого собственно все и задумывалось. Уже сейчас есть возможность оглянуться назад и посмотреть на то, чем точно запомнится и с какими результатами Сочи войдет в историю. И какие результаты точно не удастся побить в ближайшие четыре года.
Речь не столько о чисто спортивных достижениях, сколько о том, в чем Олимпиада в Сочи стала уникальным событием. По сути, не сбылось ни одно опасение, связанное с Играми. Безопасность была обеспечена на должном уровне, организация игр не раз удостаивалась похвалы от главы МОК Томаса Баха, спортивные объекты оказались в порядке, а зрительский интерес к Олимпиаде - рекордно высоким.
Обо всем по порядку.
В Сочи приехали атлеты из 88 стран - это рекордное число стран-участниц для Зимних Олимпиад: в Ванкувере, четырьмя годами ранее, было 82 страны-участницы.
Эту цифру можно, конечно, сравнивать и с Лондоном-2012 и Пекином-2008, но это будет, мягко говоря, некорректное сравнение. География стран-участниц летних игр по традиции существенно шире - во многих уголках мира имеются вполне объяснимые проблемы с зимой и снегом. Бывают, конечно, исключения, вроде камерунского лыжника Айзека Мениоли, который представлял африканскую страну на единственных для нее зимних играх 2002 года, но это все-таки исключение из правил. Так что сравнивать Олимпийские игры в Сочи можно только с Ванкувером-2010 и Турином-2006.
К тому же на летних играх пошире спортивная программа. В Лондоне, например, было разыграно 302 комплекта медалей, а в Сочи втрое меньше - всего 98. Однако для зимних Олимпиад Сочи установил рекорд: в Ванкувере медальных комплектов разыгрывалось 86. Впервые в истории «золото» из Сочи увезли спортсмены из сразу 21 страны, раньше такой широкой «золотой» географией зимние Игры похвастаться не могли. Рекордным стал и процент женщин-атлетов - их на Игры приехало около 1200 или 45% от собравшихся в Сочи олимпийцев.
Сочи вообще продемонстрировал миру целый ряд уникальных достижений, каких не было ни на одних зимних Олимпийских играх. Фактически с нуля Россия создала курорт мирового уровня, причем курорт, который может функционировать круглый год.
При подготовке Олимпиады в двух кластерах - прибрежном и горном - было возведено более десятка современных спортивных объектов, многие из которых стали уникальными для России.
В прибрежном кластере построено семь крупных объектов, в горном - еще шесть.
Так, в Сочи теперь функционирует единственная в России современная санно-бобслейная трасса. На закате СССР была построена трасса в латвийской Сигулде, но после распада страны она оказалась за границей. В России появился и второй мирового уровня комплекс для прыжков с трамплина.
Но спортивные объекты - только часть олимпийского наследия. В ходе реконструкции инфраструктуры Сочи в городе и его окрестностях было построено и модернизировано 47 объектов транспортной инфраструктуры: почти 370 километров дорог и мостов, а также более 200 километров железнодорожного полотна. По экспертным оценкам, это позволит решить транспортные проблемы в Сочи - город должен практически забыть о пробках.
Реконструирован был и сочинский аэропорт: теперь он в силах принимать рекордные потоки пассажиров. В 2007 году пропускная способность аэропорта "Адлер" составляла 900 человек в час, то теперь этот показатель удалось увеличить до 2500 человек в час, а на время Олимпиады это число возросло до 3800 человек в час. Аэропорт теперь может принимать и выпускать более 500 рейсов в день. А 24 февраля, в день отлета большинства олимпийцев и болельщиков, аэропорт поставил собственный «олимпийский рекорд», обслужив 575 рейсов на прилет и вылет.
Получил Сочи и более 40 тысяч современных гостиничных номеров. Это составляет примерно 20% всего гостиничного фонда Сочи и позволит принимать большие потоки туристов.
В целом организация Олимпийских игр в Сочи также не имеет аналогов в мире. Сочинская Олимпиада превзошла или повторила показатели Ванкувера и значительно опередила Турин. Скажем, эстафета олимпийского огня «Сочи 2014» прошла во всех климатических зонах и часовых поясах России. 14 тысяч факелоносцев приняли участие в церемонии, а 11 миллионов россиян наблюдали за эстафетой вживую. Эстафета стала самой протяженной в истории зимних Олимпиад. В течение 123 дней олимпийский огонь преодолел более 65 тысяч километров на автомобилях, поездах, самолётах, а также на русской тройке и оленьих упряжках. Кроме того, олимпийский факел впервые в истории побывал в космосе на борту Международной космической станции.
Внушительным стал и ажиотаж болельщиков. Если в Турине в 2006 году было продано 900 тысяч билетов на соревнования, то в Сочи - более 1,1 миллиона. За 15 соревновательных дней с 8 по 22 февраля Олимпийский парк Сочи посетило 1,322 млн человек (число посетивших Олимпийских парк более внушительное, поскольку не все туристы в Сочи покупали билеты на спортивные состязания). Ещё около 100 тысяч человек стали гостями Игр в дни Церемоний открытия и закрытия 7 и 23 февраля и в «минус первый» день Олимпиады, 6 февраля.
Согласно заявочной книге Сочи, организаторы Олимпиады планировали реализовать билетов на 129 миллионов долларов. По предварительным оценкам, эта сумма была превышена почти вдвое - выручка от продажи билетов составила примерно 250 миллионов долларов, что примерно равно результатам Ванкувера, рекордсмена по этому показателю. Сочинская Олимпиада далеко позади оставила Турин, где выручка от продажи билетов составила примерно 70 миллионов евро.
Немного уступает Сочи Ванкуверу по другому показателю - числу задействованных на Олимпиаде волонтеров. В Ванкувере четыре года назад было 29,5 тысяч волонтеров, в Сочи - 25 тысяч. Но не имеет аналогов сочинский географический охват представителей волонтерского движения. Центры подготовки волонтеров были открыты по всей России - в 26 городах. Более 30% обслуживающего персонала Игр приходится на представителей волонтерского движения, из них примерно две тысячи – иностранные граждане. Из них больше всего волонтеров из США (10%), Украины (9%), Канады, Великобритании и Казахстана (по 8%), 7% иностранных волонтеров приехали из Германии и по 4 % - из Франции и Белоруссии.
Еще одним несомненным рекордом сочинской Олимпиады стало беспрецедентное число телеаудитории и интернет-аудитории.
Трансляции из Сочи вели 464 телеканала - рекордный показатель. Рейтинги Олимпийских игр были очень высоки. По данным Международного Олимпийского комитета, передачи, посвященные олимпийским соревнованиям, по сравнению с Олимпиадой в канадском Ванкувере в среднем смотрело на 25,1 млн зрителей больше. Как заявлял на пресс-конференции пресс-атташе МОК Марк Адамс, эта цифра превысила аналогичные показатели 2010 года на 8%. По данным Организационного комитета игр в Сочи, только церемонию открытия в мире посмотрели 3 миллиарда телезрителей. По данным проекта TNS TV Index, суммарное количество человек, посмотревших все трансляции торжественной церемонии открытия составило 63,1% взрослого населения России. Непосредственно в прямом эфире всю церемонию открытия в Сочи полностью посмотрели почти 33% (рейтинг 32,7%) населения страны или 69% всех телезрителей, которые были у экранов во время трансляции (суммарно на двух каналах, транслировавших церемонию: Первый канал, «Россия 1»). Это одна из самых больших аудиторий за всю историю медиаизмерений в России, выше только у новогоднего обращения президента.
Интернет аудитория Олимпиады в Сочи тоже стала рекордной. Количество упоминаний хэштега #Sochi2014 в Twitter превысило население планеты в два раза. Число просмотров церемонии открытия на сайте Sportbox.ru (ресурс ВГТРК) составила 612 тысяч, а нарезки из лучших моментов - 200 тысяч. Прямой эфир "России 1" на сайте Вести.ru и Russia.tv смотрели 900 тысяч зрителей.
Зрительский интерес сказался и на финансовой отдаче от Олимпиады.
Например, вещатель сочинских состязаний в США - телекомпания NBC - еще до начала Игр получила заказов на размещение рекламы на 800 миллионов долларов, что является рекордом в истории зимних Олимпиад.
Рекордной для зимних Игр стала и маркетинговая программа сочинской Олимпиады. Оргкомитет «Сочи-2014» заключил маркетинговые договоры с восемью национальными партнерами - компаниями «Мегафон», «Ростелеком», РЖД, «Роснефть», Bosco Sport, Сбербанк, «Аэрофлот» и Volkswagen. По данным «Ведомостей», эти спонсоры совокупно обязались предоставить организаторам деньгами, товарами и услугами более 1,3 миллиардов долларов. Это более чем в три раза превышает обязательства Заявочной книги. Кроме того, это в 1,5 раза больше, чем заработал Оргкомитет игр в Ванкувере за все время своего существования. Такие показатели позволили Оргкомитету «Сочи 2014» стать самым успешным Оргкомитетом зимних Игр за всю историю Олимпийского движения.
Опасения, что в Сочи Россию ждет провал, таким образом, не оправдались ни по одному из пунктов, которые усиленно обсуждались в последние годы. И это не бахвальство, а просто констатация факта: Россия показала, что способна организовать масштабное мероприятие международного масштаба на крайне высоком уровне, поставив в процессе целый ряд «неспортивных» рекордов.