События в пригороде Сент-Луиса Фергюсоне (штат Миссури) очевидно демонстрируют сохраняющиеся в обществе проблемы
За Соединенными Штатами, в какой-то степени не без их старания, закрепилась слава оплота демократии и общемирового борца за демократические ценности. И если со вторым тезисом можно поспорить, особенно в свете событий, происходивших в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии и на Украине, то в самих США казалось, что все нормально. Ну, а как иначе — многонациональное общество, в котором еще в середине прошлого века отменена сегрегация, и иногда кажется, что темнокожие американцы имеют даже больше прав, чем белые. Однако события в пригороде Сент-Луиса Фергюсоне (штат Миссури) очевидно демонстрируют сохраняющиеся в обществе проблемы.
Неприязнь остается
С середины прошлого века до наших дней американцы прошли большой путь в деле единения общества, где стремились к равенству, независимо от цвета кожи и национальности. На первый взгляд США в этом преуспели. Однако только на первый. На деле все не так радужно и прекрасно, как этого хотелось бы и государственным лидерам, и простым американцам.
В стране декларированных равных возможностей был избран чернокожий президент, в числе близких друзей которого и англосаксы, и евреи, и те, чьи предки были из Латинской Америки. Но при этом, согласно официально статистике, за чертой бедности живут несколько миллионов человек, подавляющее большинство из которых с темным цветом кожи. Ну, нет у бедных жителей южных штатов США возможности получить нормальное среднее, а значит и высшее образование. В силу разных причин люди не хотят бороться с обстоятельствами, преодолевать трудности и стремиться к чему-то. Они плывут по течению.
На этом фоне у афроамериканцев возникает неприязнь к белым соотечественникам, которым, по их мнению, все дается проще, легче, а иногда и вообще по рождению. И тот факт, что белые в штатах Среднего Запада, где, кстати, суровый климат и практически нет черных, живут также бедно и трудно, не вызывает никаких эмоций у их чернокожих соотечественников.
В свою очередь и белые американцы далеко не всегда дружелюбны в отношении своих чернокожих соотечественников. Потомки англосаксов считают, что белым пора уже переставать извиняться перед чернокожими за то, что предки одних когда-то эксплуатировали предков других.
Одни «обижены», другие «виноваты»
С тех пор как в США было отменено рабство, а потом ушла в прошлое и сегрегация, много воды утекло. И теперь черные американцы в некоторых случаях откровенно пытаются спекулировать на цвете своей кожи, к месту и не к месту говоря о том, что к ним «как-то не так относятся, потому что они черные». Белые американцы стараются не произносить некоторых «обидных» слов, чтобы не ранить чувства своих небелых соотечественников. При этом сами чернокожие, не испытывая никакого смущения, могут обращаться друг к другу «эй, ниггер», и никто не обижается.
Некоторые аналитики в США уже говорят о том, что в американском обществе стала «зашкаливать» степень «вины» одних и «обида» других, создавая определенный перекос в отношениях. Действительно, особо обидчивый афроамериканец может раскричаться на улице, если его непреднамеренно толкнет, например, белый прохожий. При этом последний будет извиняться и стараться сгладить конфликт.
Показательно, что расовое расслоение в американском обществе наиболее очевидно в бедных слоях, среди людей с недостатком образования. Люди среднего класса и богатые без каких-либо признаков расизма общаются между собой независимо от цвета кожи. В районах, где проживают представители среднего класса, в соседних домах или квартирах могут жить чернокожие и белые. Однако справедливости ради надо заметить, что чернокожих представителей среднего класса в этих районах в процентном соотношении не так много, как белых.
Обама чей президент?
Принято считать, что афроамериканцы в едином порыве с восторгом восприняли в качестве кандидата в президенты тогда еще сенатора от штата Иллинойс Барака Обаму. Однако, как ни парадоксально это звучит, во время первой предвыборной кампании его в большей степени «своим» воспринимали белые демократически настроенные американцы, а также натурализованные выходцы из иммигрантской среды.
Живущие в традиционно «республиканских» южных штатах потомки тех самых рабов (не говоря уже о белых консерваторах) без энтузиазма восприняли будущего черного президента. Дело в том, что сын уроженца Кении и белой американки по определению не мог стать для них своим. Более того, отчимом Обамы был мусульманин-индонезиец. А воспитывали американского лидера белые бабушка и дедушка.
То есть нынешний глава Белого дома не поднялся из низов общества и никогда не принадлежал к «правильным» афроамериканцам среднего класса, а был по сути пришлым. «Да, он чернокожий, но не такой как мы», — сказал автору этих строк во время первой избирательной кампании Обамы «коренной афроамериканец».
Кроме того, даже если бы Обама был из «правильных» афроамериканцев, в ситуации, которая сложилась в Фергюсоне, его обращение к соотечественникам вряд ли возымело бы желаемое действие. Ведь президент представляет государство, как и полицейский, застреливший чернокожего подростка. А раз так, то каков бы ни был цвет кожи президента, он в представлении недовольных автоматически оказывается с полицейским по одну сторону баррикад.
Насилие с обеих сторон
Полиция США частенько применяет силу, в том числе и против невооруженных людей. Дело в том, что американский полицейский — это представитель законной власти. Конечно же, расстреливать безоружных людей он не имеет никакого права. Однако наделен полномочиями открывать огонь на поражение, если ему показалось, что складывается ситуация, угрожающая его жизни или жизням других людей. Поэтому время от времени в разных частях страны имеют место случаи, аналогичные тому, что произошло в Фергюсоне, ведь полицейскому «может показаться», что человек вооружен и «создает угрозу жизни» стража порядка.
При этом нельзя не признать, что молодые афроамериканцы зачастую бывают настроены агрессивно. В том числе и в отношении стражей порядка. Кроме того, уровень преступности в так называемых черных районах гораздо выше, чем в белых.
Однако количество случаев, когда полицейские буквально расстреливают невооруженных афроамериканцев, растет. Причем в подавляющем большинстве эпизодов полицейские признаются невиновными и остаются на службе.
Политика двойных стандартов
События в Фергюсоне — сам расстрел безоружного 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна и вынесение оправдательного вердикта в отношении его убийцы, полицейского Даррена Уилсона — привели не только к волне насилия в самом Фергюсоне. Масштабные демонстрации прошли также в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Филадельфии, Далласе, Атланте, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Окленде и других городах по всей стране. По данным СМИ, волна протестов охватила в общей сложности 37 из 50 штатов.
Сам Фергюсон оказался охвачен серьезными беспорядками, которые власти подавляют самым решительным образом, в том числе силовыми методами. Свои действия правоохранители объясняют необходимостью для граждан, как бы возмущены они ни были, соблюдать закон.
Казалось бы, власти имеют право на силовое подавление беспорядков, угрожающих жизни, здоровью и сохранности имущества граждан своей страны. И власти штата Миссури при поддержке Вашингтона в полной мере пользуются этим правом.
Однако на этом фоне возникают вопросы, в том числе относительно вмешательства США во внутренние дела других государств. Когда законно избранные власти используют силовые методы для подавления протестов в своих странах это, зачастую вызывает искреннее и глубокое возмущение в Вашингтоне.
Объяснить это иначе как использованием двойных стандартов не представляется возможным. И здесь нельзя не согласиться с официальным представителем МИД РФ Александром Лукашевичем, отметившем в своем заявлении, что власти США запутались в двойных стандартах — они публично заботятся о правах несогласных за рубежом, а у себя дома трактуют протесты как «противоправные действия».