Политическая клоунада с участием в выборах Дарта Вейдера является маргинальной даже по меркам современной Украины, хотя вполне там терпима
Досрочные выборы депутатов Верховной рады Украины восьмого созыва ознаменовались участием Интернет-партии, выставившей персонажей «Звездных войн»: Дарта Вейдера, императора Палпатина, Чубакки
Политическая клоунада с участием в выборах Дарта Вейдера является маргинальной даже по меркам современной Украины, хотя вполне там терпима. В конце концов, по сравнению с пришедшими к власти политическим силами, клоунада достаточно безобидная. Но она должна послужить своеобразным барометром политического и общественного нездоровья. Даже для экстремальных и на первый взгляд, несистемных, явлений требуется серьезный анализ, ведь карнавализация является сегодня серьезным политическим и политтехнологическим соблазном для власти.
Напомним, что еще недавно политическое пространство России также наполняли всевозможные карнавальные персонажи и организации, наподобие «Партии любителей пива».
До персонажей «Звездных войн» не дошло, что, впрочем, можно отнести лишь к отсутствию фантазии у стоящих за подобными проектами политтехнологов.
К счастью, сегодня карнавальная политика в России постепенно вытесняется на периферию.
Карнавализация политики является признаком нестабильности не только политической системы, но и самого общества. Политический процесс — явление чрезвычайно скучное, серьезное, консервативное, связанное поэтому с целым рядом ограничений. По другому в дееспособном государстве быть не может. Даже американская демократия, которая критиками называется политическим шоу, не допускает открытой карнавализации внутри системы, хотя приветствует ее экспорт.
Не случайно карнавальные и игровые методики активно применяются в технологиях цветных революций. Карнавал также стал содержательной частью и «креативного» сепаратизма. Используемые образы могут варьироваться от постмодернистского абсурда, до персонажей массовой культуры, последние, к слову, находят особенный отклик в современном обществе.
Современный политический карнавал охотно использует кинообразы, Украина не является в данном случае уникальной.
Например, заметным медийным маркером протестного движения стала так называемая «маска Анонимуса» из фильма «V значит вендетта» Гая Фокса, которую используют участники протестов во всем мире.
Опасность допущения карнавала внутрь политической системы заключается в том, что вместе с протестным или оппозиционным «вскрытием» системы происходит и разрушение общества. Оправдывать карнавализацию тактическими политтехнологическими задачами, например, отвлечением вниманием или снятием напряжения в обществе, означает совершать самоубийственный для государства шаг.
Впрочем, сегодня у современной Украины, совершившей весьма опасные шаги в пропасть, стоят гораздо более серьезные проблемы. На их фоне даже испытанные политтехнологические средства являются уже слишком слабым и недейственным.