От недоброжелателей и просто недалеких людей я часто слышу: «Шаман – фашист. И музыка у него фашистская». Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться
Словенский психоаналитик и философ Славой Жижек, анализируя творчество группы Laibach, приходит к следующим выводам: Laibach действительно заимствуют тоталитарную эстетику, они производят сверх-идентификацию с тоталитарным искусством, что позволяет участникам группы декодировать существующую политическую идеологию. Ту же логику Жижек использует в анализе Rammstein, при этом добавляет: Rammstein копируя тоталитарную эстетику направляет энергию толпы не на разрушение, а на созидание, на любовь и секс.
Почему же люди с плохим слухом и вкусом обвиняют Шамана в фашизме? Ключевой аргумент звучит так: «Шаман копирует тоталитарную эстетику, тут нам видится Гитлерюгенд, а тут нам мерещится восставший из замшелой могилы Гиммлер, – это не допустимо», – и прочее «не могу молчать».
Действительно, в эстетике Шамана есть элементы Gesamtkunstwerk Сталин, но эти элементы направлены ровно на то же, на что они направлены у групп Laibach и Rammstein: критика общественной диванно-обывательской идеологии и любовь.
Видеть в песне «Я – русский» отсылку к древней полуэкстремисткой газете может только человек искренне (или наоборот корыстно) не понимающий феномена работы бессознательного:
Я русский,
И мне повезло.
Я русский,
Всему миру назло.
Назло – это значит во имя любви. Это значит, что архетип Шамана – Герой, а бессознательное, Тень, как сказал бы Карл Юнг, – это объединение всех поколений ради добра и света. Ведь не зря Шамана так любит не только молодежь, но и женщины, кому далеко за 50. Почему, шаман же не похож на пай-мальчика? Все дело в том, что женщины видят в нем сына (кто-то и внука), который быть может внешне и выглядит как хулиган, но хулиган этот всегда защитит старушку мать, отца, Родину:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу (Сергей Есенин)