Санкции без конца и без края

03 октября 2016 / 13:57

Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин объясняет, что имел в виду Дмитрий Рогозин, когда сказал, что санкции против России будут вечно

Президент США Барак Обама подписал указ, который еще на один год, до 6 марта 2017-го продлевает режим санкций против России. Они направлены на определенные ограничения для ряда секторов российской экономики, в первую очередь, оборонных, а также компаний и лиц, которых администрация посчитала близкими к президенту Путину либо причастными к нагнетанию конфликта на Украине. Об этом говорится в заявлении на сайте Белого дома. «Действия и политика Российской Федерации, о которых идет речь в моих указах, продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу интересам национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов, — цитирует слова Обамы с этого сайта корреспондент ТАСС. — Поэтому я продлеваю на один год режим (санкционного) чрезвычайного положения, объявленный указом 13660». А среди причин, приведших к введению санкций, указываются аннексия Россией Крыма, использование силы на Украине и попытки подорвать там демократические процессы.

Отечественные СМИ напоминают, что сам указ 13660 был опубликован 6 марта 2014 года. А из-за событий на Украине было выпущено еще три президентских указа США — от 16 и 20 марта 2014 года (указы 13661 и 13662) и от 19 декабря того же года (указ 13685) по Крыму. И действие санкций в отношении нашей страны уже продлевалось не раз, их снятие в США и Евросоюзе традиционно увязывают еще и с исполнением минских договоренностей — плана мирного урегулирования ситуации на востоке Украины. Хотя понятно, что Россия к содержанию и условиям выполнения минских соглашений имеет весьма косвенное отношение — в этих соглашениях слово «Россия» отсутствует начисто. И их выполнение, что, кстати, неоднократно подчеркивал президент Путин и с чем на последней встрече «нормандской четверки» в Париже согласились министры иностранных дел Германии и Франции зависит от киевских властей.

Впрочем, ссылка на минские соглашения, попытки подорвать демократические процессы на Украине, применение там военной силы и аннексию Крыма — только повод для продолжения санкций. Настоящая причина — в истерической боязни Соединенных Штатов и их политической и финансово-экономической элиты возрождения России как признанного конкурента США на мировой арене. Во всех сферах. В том числе и в военной. И они с упорством, достойным лучшего, продолжают делать все возможное и невозможное, чтобы этого не допустить. И хотя мы часто слышим от американских генералов, их министра обороны Эштона Картера и верховного главнокомандующего Объединенными вооружёнными силами НАТО в Европе четырехзвездного генерала Филипа Бридлава воинственные заявления, вплоть до того, что «США готовы воевать с Россией и победить ее», на агрессию против нашей страны они вряд ли когда-либо решатся. Ракетно-ядерная Россия — не Ирак и не Афганистан, где Пентагон мог вволю покуражиться и продемонстрировать свою молодецкую удаль. С нашей страной, знают они, такое не получится. Она может оставить от Штатов, как заявил один из российских политиков, радиоактивную пустыню.

Политический и дипломатический диктат тоже не проходит. Остается последний аргумент — экономические и финансовые санкции. Попытки ослабить российскую экономику, лишить ее возможности провести производственно-технологическую революцию, обновить свои промышленные мощности, изменить структуру и состав своих производительных сил. И это не решение Вашингтона, принятое в 2014 году после событий на Украине и в Крыму. Такой политике уже, как минимум, 67 лет. Ставить барьеры перед технологическим развитием нашей страны Соединенные Штаты начали практически сразу после Второй мировой войны, когда Советский Союз пытался возродить свое народное хозяйство, ликвидировать руины, нанесенные ему гитлеровской агрессией. И вместо помощи бывший союзник по «второму фронту» организовал в 1949 году Координационный комитет по экспортному контролю, так называемый КОКОМ. От английского Coordinating Committee for Multilateral Export Controls.

В эпоху холодной войны КОКОМ, куда, кроме США, вошли Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Турция, составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны «восточного блока». А также устанавливал ограничения по использованию товаров и технологий, разрешённых для поставок в виде исключения. Фактически комитет, возглавляемый Вашингтоном, разработал для нашей страны стратегию «контролируемого технологического отставания».

Не получилось. Несмотря на все препятствия, созданные КОКОМом, СССР создал атомную и водородную бомбу, что остановило запланированные Пентагоном ядерные бомбардировки наших городов, а затем поставил на поток стратегические ракеты, первым в мире запустил в космос спутник и человека, построил атомные ледоколы и атомные ракетоносцы, пассажирские лайнеры, сверхзвуковые истребители и бомбардировщики, крупнейшие на планете гидроэлектростанции, добился выдающихся достижений в науке, медицине, лазерной технике, материаловедении, исследовании космоса, в других областях высоких технологий. В том числе и за счет того, что сумел обходить требования КОКОМ.

Помню, выдающийся российский конструктор, создатель восемнадцати боевых систем, в том числе и оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», лауреат Ленинской и Государственной премий, герой труда Сергей Непобедимый рассказывал мне, как нашел решение проблемы тонкой синтетической нитки для оплетения проводов, по которым шло управление противотанковыми ракетными комплексами «Малютка». Ситуация осложнялась тем, что отношения с Китаем, который раньше поставлял нам необходимую для этого шелковую нить, в то время разладились. А заменить ее могла только лавсановая нитка. Но завод по производству этого материала запрещал к поставкам в нашу страну тот самый КОКОМ.

Пришлось покупать его через третьи страны. Конечно, с переплатой, но зато спустя пару месяцев наши ПТУРы опять начали летать туда, куда следует, а отечественные модники и модницы щеголять в лавсановых костюмах и платьях, не подозревая, что пошиты они из «стратегического, запрещенного для нашей страны материала». И такой пример был далеко не единственным и не уникальным.

КОКОМ перестал существовать в 1996 году, когда его заменили Вассенаарскими договоренностями, куда вошли 33 государства. Вассенаар стал контролировать поставки вооружений и технологий «двойного применения». Причем, одно из государств, входящее в эти договоренности, могло по тем или иным причинам заблокировать сделку, которую собирались осуществить другие две страны. Понятно, что для России это соглашение опять не стало способом получения новейших технологий и станочных линий.

Но наиболее сильные барьеры перед нашим технологическим развитием выстроила пресловутая «поправка Джексона-Вэника». Принятая в 1974 году к Закону о торговле США, она ограничивала процесс торговли Вашингтона со странами, препятствующими эмиграции евреев в Израиль, а также нарушающими другие права человека. Кроме того, препятствовала выделение кредитов, вводила против таких стран дискриминационные тарифы и сборы. И работала против России даже тогда, когда все, кто хотел покинуть нашу страну или вернуться в нее, ездили взад-вперед без всяких ограничений.

Директор Института США и Канады РАН России, академик РАН Сергей Рогов говорил мне, что свой первый научный реферат он писал об этой поправке. «Наверное, я уйду на пенсию, а она так и не будет отменена», — сетовал он. Сергей Михайлович ошибся не сильно. В отношении России она была отменена пару лет тому назад, но продолжает действовать в отношении Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Нам ее быстренько заменили «Списком Магницкого» или «Списком Кардина», сенатора, который 26 апреля 2010 года предложил госсекретарю США Хиллари Клинтон ввести персональные санкции против ряда отечественных политиков, законодателей и сотрудников правоохранительных органов, якобы, виновных в смерти адвоката Магницкого или препятствующих объективному расследованию этого трагического случая.

История с государственным переворотом на Украине, кстати, инспирированная Соединенными Штатами и их союзниками по ЕС и НАТО, демонстративно поддержанная вице-президентом США Джо Байденом и другими руководителями восточноевропейских государств, как и референдум жителей Крыма о присоединении к России, только новый, очередной повод принять с помощью санкций всесторонние меры против нашей страны, не допустить революционного развития ее экономики, оборонной промышленности и высоких технологий. А заодно убрать с международной арены очень сильного и независимого конкурента. В том числе и военного. Отсюда залихватские и высокомерные заявления президента Обамы о «разорванной в клочья» российской экономике, о «региональной державе», которая не в состоянии противостоять самой мощной стране мира — Соединенным Штатам Америки. События в Сирии и вокруг нее в очередной раз доказывают, что в Вашингтоне опять просчитались.

Но вот, что интересно. Параллельно с попыткой «притормозить» такого конкурента, как Россия, Вашингтон наносит удар и по Европейскому союзу, навязав ему санкции против нашей страны. И хотя от европейских ограничений в торговле и получении кредитов у нас никто радости не испытывает, но по самому Евросоюзу они буквально прошлись катком. Он потерял от антироссийских санкций уже около 100 миллиардов евро в год (Россия — только 20 миллиардов). Особенно пострадало сельское хозяйство той же Франции, Польши, промышленное производство Германии. Но ничуть не пострадали американские фирмы, в числе которых и «Боинг», который, несмотря на санкции, продолжает покупать у России титановые конструкции для своих пассажирских лайнеров (в каждом самолете «Боинга» до 40 процентов комплектующих российского производства). Не сильно печалится по поводу этих санкций и Пентагон, который, несмотря на категорическое возражение конгресса, уже законтрактовал около сотни ракетных двигателей РД-180 для своих ракет, выводящих в космос спутники различного назначения.

Правда, вот вопрос — почему против европейских государств наша страна вводит контрсанкции, а против США — инициатора мощного давления на нашу промышленность, экономику и финансы мы вводить их как бы стесняемся? И более того, даже покупаем американские ценные бумаги, обеспечивая Вашингтон своими валютными ресурсами? Ответа на него у автора нет.

В одном я твердо убежден. Надеяться и ждать, что через год-два-три или чуть позже санкционный режим против нашей страны будет ослаблен или отменен, наивно и, мягко говоря, неразумно. Он останется и будет продлен под тем или иным предлогом. Вне зависимости, кто — республиканец или демократ займет Овальный кабинет в вашингтонском Белом доме. Вся история послевоенных взаимоотношений нашей страны и США об этом очень ярко свидетельствует. Да и недавний случай с Ираном, когда Вашингтон снял с него санкции за отказ от ядерной военной программы и тут же ввел новые из-за создания баллистических ракет, подтверждает эту мысль. Соединенным Штатам не нужны сильные, самостоятельные и непокорные игроки на мировой арене. Они будут делать все, что в их силах, чтобы их не было. Идея исключительности, гегемонизма, глобального доминирования превратилась для американской элиты, особенно неоконсерваторов, которые находятся сейчас у власти в стране и будут оставаться на властном олимпе еще долго, в своеобразную религию. Они не собираются от нее отказываться.

Это надо принять, как исторический факт или как аксиому, кому что больше нравится. И идти своей дорогой. Развиваться во всех направлениях, не оглядываясь ни на кого. Использовать в своих национальных интересах собственные резервы, талант, упорство и высокий профессионализм своих инженеров, конструкторов, экономистов, ученых… На них никогда не оскудеет русская земля. И, конечно, развивать взаимовыгодное международное научно-техническое и технологическое сотрудничество со всеми, кто этого желает и не боится американских угроз. Такие страны есть. И вы их тоже знаете.

А что до США, то пусть некоторые политики там захлебываются в бессильной злобе и ревности. У России собственная гордость. На самовлюбленных смотрим с иронией и сочувствием.

Мнение автора не всегда совпадает
с официальной позицией агентства ТАСС.


тэги
санкции; 
США; 
НАТО; 
пентагон; 
ЕС; 

читайте также
О том, чего не будет на форуме «Россия – спортивная держава»
Как сохранить тенденции экономического роста в России. Часть 2
Как сохранить тенденции экономического роста в России. Часть 1
Ответ на вопрос издания PublicOpinion
В Москве задумались о том, как поддержать малый бизнес в период санкций