Российская анимация сделала ход конем

23 января 2015 / 15:08

Смотришь, мультфильм как будто про бардак в соседней стране, который решают всем миром (как и должно быть). А вроде и про нашу действительность, где надежда и самоирония умирают последними

Уже по традиции в январе в российский прокат вышел новый мультфильм студии «Мельница» — «Три богатыря: ход конем». Седьмой по счету полнометражный мультфильм, побивший по посещаемости американские блокбастеры, только за первую неделю собрал 7, 6 млн. долларов.

Коммерческий успех полнометражного мультфильма предсказуем — история про «наших в доску» богатырей снова выстрелила, не приевшись за 11 дет, а команда аниматоров продолжает нас удивлять и смешить. Все составляющие хорошего мультфильма налицо: отличная анимация, закрученный сюжет, любимые актеры и множество аллюзий и культурных кодов, понятных российскому зрителю.

Притом, что картина сочетает американские «фишки» типа шоу-балета и праздничной помпезности, ее нельзя назвать заимствованной. Она весьма самодостаточна. Парадокс «Богатырей» в том, что они охватывают огромный пласт российской культуры — от древней Руси до наших дней. Былина, как жанр, повествовала о героических подвигах русских богатырей, впрочем, не слишком заостряясь на деталях. Команда «Мельницы», напротив, ставит детали разных эпох во главу угла.

Тут и хоккей, к которому россияне питают нежные чувства с советских времен, и аллюзии к фразеологизмам (корова выигрывает седло), отсылки к Троянскому коню и много других нюансов, каждый из которых можно превращать в отдельный рассказ для ребенка.

Особо стоит сказать о собирательных образах: помимо полярных героев, символизирующих добро и зло (богатыри vs трухлявый пень), в мультфильме есть харизматичные личности. Конь с вечной маской Остапа Бендера, верные жены богатырей, хитрые бояре и дедушка, как квинтэссенция хитрого русского мужика, который лихо обводит вокруг пальца всю нечистую силу (отсылка к русским сказкам в целом и Пушкину, в частности).

Пока дети увлечены сюжетом, взрослые улавливают политические тонкости диалогов. «Не узнать Киев. Пришла пора остановить безобразие», «Нет князя, нет и Киева», — говорит князь Владимир устами Сергея Маковецкого. «Спасем Киев, спасем Русь-матушку», — утверждают богатыри, после того, как столицу захватили темные силы. И смотришь, мультфильм как будто про бардак в соседней стране, который решают всем миром (как и должно быть). А вроде и про нашу действительность, где надежда и самоирония умирают последними.

Ахнуть от негатива и реализма можно в любой момент, включив телевизор. Шок не срабатывает, когда новости ежедневно плещут со всех сторон смертью. А вот если на проблему посмотреть через новую призму, она неожиданно может решиться. Через смех, через общую самоиндефикацию, потому что без слов все понятно. Это ведь и объединяет страну и не дает забывать свои корни и культурные коды, которые так и норовят перемешать современные «пни».

Три богатыря: Ход конем
Режиссер: Константин Феоктистов
Сценарий: Светлана Саченко, Александр Боярский
Продюсеры: Сергей Сельянов, Александр Боярский
Роли озвучивали: Сергей Маковецкий, Дмитрий Быковский-Ромашов, Валерий Соловьев, Олег Куликович, Дмитрий Высоцкий, Дмитрий Нагиев, Наргиз Закирова, Гоша Куценко
Россия, 2015, 75 мин.
3bogatirya.ru

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
российская анимация; 
Три богатыря: ход конем; 
кино; 
культура; 
пропаганда; 
Украина; 

читайте также
О вредных мультфильмах