Работа и жизнь

25 декабря 2024 / 19:30

Часто приходится слышать похвалы в адрес итальянской Конституции, поскольку в ее основу положен труд

Однако не только этимология этого термина (труд на латыни обозначает мучительную боль и страдания), но и его использование в качестве символа концентрационных лагерей (на воротах Освенцима было написано «Труд делает свободным») должны были предостеречь относительно столь неосторожно положительного подтекста. От страниц Книги Бытия, где труд представлен как наказание за грех Адама, до часто цитируемого отрывка из «Немецкой идеологии», в котором Маркс заявил, что в коммунистическом обществе можно будет вместо работы «делать сегодня одно, а завтра - другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться критике, - как моей душе угодно», здоровое недоверие к труду является неотъемлемой частью нашей культурной традиции.

Однако есть более серьезная и глубокая причина, которая не позволяет класть работу в основание общества. Она относится к науке, в частности физике, которая определяет работу как силу, которую необходимо приложить к телу, чтобы привести его в движение. К работе, определенной таким образом, применяется Второй закон термодинамики. Согласно этому принципу, который, возможно, является ярчайшим выражением возвышенного пессимизма, достигнутого истинной наукой, энергия имеет фатальную тенденцию к уменьшению, а энтропия, которая выражает беспорядок энергетической системы, — к столь же фатальному увеличению. Чем больше работы мы производим, тем больше беспорядка и энтропии необратимо будет расти во Вселенной.

Поэтому основать общество на труде означает в конечном итоге посвятить его не порядку и жизни, а беспорядку и смерти. Напротив, здоровое общество должно размышлять не только о том, как люди работают и производят энтропию, но и о том, как они бездействуют и созерцают, производя ту негэнтропию, без которой жизнь была бы невозможна.

Quodlibet, 24 декабря 2024 г.


тэги
философия; 

читайте также
Поганый гнозис без конца и края, или Апофеоз спекулятивного реализма
Провал, который нас спасет. Хайдеггер, Дугин и отчаяние
О пользе и вреде нейротеологии
CECI N’EST PAS UNE VAGINE
Бетховен и акт творения