Столичные новости о политических и экономических событиях в провинции воспринимаются обобщенно и сглажено
Столичные новости о политических и экономических событиях в провинции воспринимаются обобщенно и сглажено. Мол, у них, там, проблемы, а до нас пока дойдет, вся проблема и выйдет. Взять, например, Новгородскую область. Население небольшое, около 500 тысяч человек, много деревень, а в них — пенсионеров, которые активно обсуждают проблемы, которые считают насущными.
Главная топ-новость уже несколько месяцев — новгородский продуктовый рынок в условиях санкций. Если в идее ответных санкций России против ЕС и США пенсионеры из областного центра практически единогласно «за», то в остальных вопросах мнения расходятся. Больше всего обсуждений слышно в больницах и на рынках, там же можно сделать некий срез общественного мнения. Кто-то боится резкого повышения цен и сметает продукты первой необходимости, кто-то принципиально покупает только новгородское, говоря «да» отечественному производителю.
Настроение новгородцев, в целом, можно охарактеризовать как настороженно-наблюдательное.
Последний ажиотаж был на сахар и соль в сентябре, и то потому, что это время домашних заготовок.
Столичная истерия касательно круп прошла мимо Новгородской области. «Я думала, будет страшнее», — говорит одна из посетительниц местного западного рынка. «А после „гречневого“ ажиотажа в Петербурге и Москве, боялась, что больше 3−4 пачек и не купишь за раз. Ан, нет, только подорожала на 9 рублей, но это терпимо».
Никакого взлета цен не произошло, местные производители стандартно индексируют цены в межсезонье. Исключение составляют только овощи (из-за перехода с открытого грунта в теплицы), да и то разница не высока — в несколько рублей. А вот остатки европейских продуктов с полок постепенно пропадают, сменяясь на мурманские, белорусские и, иногда… крымские. Если с севера России везут рыбу, из Беларуси — молочные и мясные продукты, Крым поставляет алкоголь, фрукты и специи. К слову, крымские овощи на рынке выставляются на лучших местах с самым ярким ценником.
Пустых полок в новгородских продуктовых магазинах не наблюдается. Заметнее всего цены поменялись на белорусские продукты. Килограмм сала стал стоить в ноябре 550 рублей, хотя в июле его можно было купить за 250. На белорусскую молочную продукцию цены тоже выросли, но не так серьезно, в среднем, на 7−10%, поскольку крупные местные производители достаточно гибко подстраиваются и работают на импортозамещение. Моцарелла, пармезан, пусть и не европейские, но вполне достойные в плане соотношения качества и цены.
Если рассматривать ситуацию на Новгородчине в целом, то покупательская способность снизилась во всех секторах рынка.
Самые сложные условия складываются в секторе электроники. В Великом Новгороде он достаточно широко развит, игроки стараются держать конкурентноспособные цены, поскольку их повышение отвратит потенциального покупателя. Но цены все равно поднимаются. Причина снижения продаж в сентябре — рост стоимости валюты и подготовка к новогодним распродажам.
Значительно упала продажа техники категории «люкс». Среднестатистический новгородец с зарплатой в 20 тысяч не гонится за Apple, Miele и другими статусными брендами. Чаще всего стали продавать товары «мини»: холодильники, плиты, вытяжки, многофункциональную кухонную технику. Маркетологи играют на этом спросе и комплектуют товары, чтобы на складах не задерживались остатки. Многие магазины переходят на оформление предварительного заказа.
Те, кто уверенно чувствовал себя на новгородском рынке до введения контрсанкций, вынужденно подстраиваются под новые реалии и ничем не отличаются от своих коллег из других регионов.
Крупные производители, воспользовавшись возможностью, расширили производство — это, прежде всего, касается продуктов питания. Чего не скажешь о розничных магазинах.
Поскольку за последние пару лет их стало в избытке, выживают те, кто наиболее либерален к новгородскому потребителю.