Центр политического анализа и социальных исследований представляет просветительский курс лекций политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина
Курс разработан в рамках реализации проекта «Противодействие деструктивным информационным воздействиям на сознание современной молодежи», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году.
Первая лекция «Пропаганда в контексте СВО – постановка проблемы» знакомит слушателей с особенностями современного информационного противостояния и той психологической войны, которую ведет против нас коллективный Запад и ставшая «Антироссией» Украина.
Прежде всего, следует заметить, что, говоря о Специальной военной операции, мы обязаны иметь в виду не только и даже не столько контекст боевых действий на территории Украины. Речь идет не о российско-украинском конфликте. Россия столкнулась с агрессией против нашего суверенитета и безопасности со стороны коллективного Запада в лице США, его боевого крыла – НАТО, прислужников из Евросоюза, агрессивного нацистского украинского режима и транснациональных корпораций. Это экзистенциальный конфликт, в котором наше государство выступает обороняющейся стороной.
Поэтому крайне важно описать контур, в рамках которого происходят сейчас баталии на информационном поле.
В новом номере журнала Hintergrund («Фон»), посвященном теме «Медиа и манипулирование», указывается, что сегодня «бесчисленное количество людей проявляют тревожную восприимчивость к глубоким манипуляциям задолго до того, как становятся очевидными более серьезные симптомы, такие как депрессия или болезнь Альцгеймера. Они беззащитны перед попытками идеологической обработки и подвергаются риску постепенного и длительного изменения личности. В связи с чем, как пишет врач Майкл Нельс, можно констатировать наличие ведения «глобальной войны против психической иммунной системы людей».
Всемирный экономический форум представил в мае 2020 года за авторством директора ВЭФ Клауса Шваба доклад о будущем под названием «Великая перезагрузка» (The Great Reset)[1], в соответствии с которым, после пандемии КОВИД власти стран мира получили возможность в процессе экономического восстановления сформировать будущие приоритеты в экономике и глобальных отношениях. Многочисленные критики видят в этих предложениях перспективы установления Нового мирового порядка. И Майкл Нельс, в свою очередь, считает, что частью этого плана является «Великая ментальная перезагрузка», которая позволит обществу добровольно принимать установку новой тоталитарной «операционной системы» на мозг человека. Составной частью этого проекта является стирание индивидуальной, культурной и социальной идентичности. Но для этого необходимы и новые способы ведения информационно-психологической войны. Войны не только против противника, но и против своего народа.
Исследователь пропаганды Йонас Тегель отмечает, что в НАТО планируют расширить пространство военных действий, определив новый, шестой театр военных действий: в дополнение к предыдущим пяти ТВД на воде, на суше, в воздухе, в Интернете и в космосе появится новый – называющийся сегодня театр когнитивной сферы. То есть, НАТО сегодня нацелено на сознание каждого человека, используя при этом совершенно новый тип оружия. И задача у этой войны – минимизировать пацифистские настроения в странах Запада и укрепить поддержку со стороны населения этих стран любых агрессивных действий со стороны Североатлантического альянса. «Жесткая» и «мягкая» сила становятся максимально равнозначными. Именно «мягкая сила» становится тем фактором, который способен перевернуть стол и изменить правила игры, позволяя достигать победы там, где это не получается на поле боя. Нам ли – подвергшимся тотальной информационной агрессии со стороны США и НАТО не знать о том, что это не планы, а уже наступившая реальность!
Андрей Ильницкий, действительный государственный советник РФ 3-го класса, член Совета по внешней и оборонной политике именно в этом ключе описывает сегодняшнее противостояние между Россией и Западом и избранный сторонниками неоколониализма способ ведения боевых действий. По его словам, «важнейший элемент такой политики - ментальная война. Цель ментальной войны Запада — наши история, культура, образование — содержательное ядро нашей цивилизации, организационной основой которого является сильное государство, обеспечивающее безопасность страны. Ментальная война, как и другие, имеет три уровня: тактический, оперативный и стратегический. Ее тактический, низший, уровень – это информационное противоборство. Ее оперативный уровень – это когнитивно-информационные операции, включая использование элементов искусственного интеллекта. Проще говоря, если первый уровень – это то, что люди слышат и видят, то второй – это то, как они воспринимают информацию, как думают. Ее стратегический уровень – мировоззренческий. Это то, как люди видят себя: что они, кто они и ради чего они живут. Идеология — это поле ментальной войны», - заключает Андрей Ильницкий. Полем боя в когнитивной войне является сознание человека.
Но вернемся к недавно вышедшему специальному номеру журнала Hintergrund: Йонас Тегель рассматривает этот тип войн как «самую современную форму манипулирования из всех, которые существуют на сегодняшний день», цель которой — иметь возможность «взламывать» людей, как компьютер. Это означает, что каждый человек сейчас находится в центре современной психологической войны, что ставит перед нами вопрос о том, как можно сохранить свое сознание от манипулирования в ситуации открытого информационного общества. Особенно учитывая тот факт, на который указывает швейцарский историк и публицист Даниэле Ганзер, что на Западе «главная задача ведущих СМИ – не информировать граждан, а направлять их. Это управление всегда осуществляется в интересах властей. Когда власти говорят, что поставка оружия на Украину — отличная идея, ведущие СМИ каждый день направляют свои сообщения именно в этом направлении, упуская при этом контекст. А когда люди замечают это и выходят на улицы и проводят демонстрации, их оскорбляют и говорят, что они все нацисты».
На Западе происходит поляризация умонастроений – когда большинство заставляют верить в то, что нужно элитам. По мнению Жака Бо, бывшего полковника швейцарской армии и сотрудника службы стратегической разведки Швейцарии, политика ведущих западных СМИ заключалась в поляризации восприятия конфликта путем максимизации ненависти к русским: «Дело дошло до того, что все, что было русским, было исключено и заклеймено: художники, произведения искусства, спортсмены, кошки, деревья». Более того, даже украинцы стали жертвами западных СМИ «и пошли в бой, потому что думали, что русские бегут, они не умели воевать и у них кончились боеприпасы», - несколько наивно замечает Жак Бо. Тем не менее, его логику подхватывает журналист Патрик Бааб, который прямо отмечает, что СМИ на Западе занимаются отрицанием реальности и поражены общественно-политической слепотой. Он приводит различные аспекты этого: военная, морально-этическая, социальная, этнокультурная и иные виды сознательного отрицания реальности со стороны ведущих мировых СМИ. Утрачены культура публичных дебатов и журналистского ремесла. Противники официального дискурса выдавливаются из медиа и науки. Сам Патрик Бааб потерял две должности в университетах, поскольку его мнение расходилось с пропагандистскими нарративами НАТО.
Вывод из всего этого может быть только один – рассуждая об информационном противостоянии в контексте Специальной военной операции нельзя ограничиваться чисто российско-украинским противостоянием. Деятельность психологических структур Украины, таких как Силы специальных операций (ССО ВСУ) и Центры информационно-психологических операций, вкупе с Центром стратегических коммуникаций «Стратком ВСУ», Главным управлением разведки Украины и других – безусловно должна находиться в приоритетной зоне внимания. Но не меньшую угрозу представляют собой специальные операции, спланированные и реализуемые на глобальном уровне с привлечением западных лидеров общественного мнения и СМИ.
Предельно четко нужно осознавать то, что сегодня в ходе СВО цели пропаганды противника куда шире, чем это было ранее в любом другом конфликте. Причем, работа ведется как точечная – как это было в случае провокации протестов в Дагестане в октябре 2023 года, и даже не просто точечная, а ювелирная – как это было с организованным обращением к гражданам России со стороны бывшего губернатора Калифорнии популярного в нашей стране Арнольда Шварценеггера, но и массовая, площадная. Причем, работа эта по целям началась отнюдь не в феврале 2022 года, а ведется уже годами и даже десятилетиями. Методы пропаганды, возможно, и не претерпели серьезных изменений со времен Геббельса, но уж точно изменились средства доставки Да и масштабы – тот же Геббельс никак не мог рассчитывать, например, что ему удастся достучаться в своей пропаганде до жителей русской провинции за Уралом. Сегодня трансграничность передачи информации позволяет дотронуться до любого объекта пропаганды. Вопрос лишь в эффекте.
Для того, чтобы этот эффект был максимальным, необходимы средства и институты. Средства ясны, но как добиться их успешной работы на длинном временном отрезке? Как обеспечить их синхронность? Противник прикладывает для подобного серьезные усилия, создавая различные официальные структуры и поддерживая структуры неофициальные. К примеру, расследование опыта работы Атлантистского клуба или компании Billingcat позволяют понять те механизмы, которыми пользуются различные западные институции для реализации своих замыслов в отношении пропаганды как на российскую, так и на свою аудиторию.
Вовсю используются инструменты так называемой мягкой силы, или soft power, которая на пробу оказалась совсем не «мягкой». По отношению к России оказался раскручен маховик культуры отмены, а его эффективность показала, что новый тоталитаризм, свойства которого приобретает западное общество, способен подвергнуть культурному остракизму любых несогласных. Это страшное открытие, в том числе и для самих жителей стран Запада, они оказались к этому не готовы. Но, являясь потребителями продукции Голливуда, компьютерных игр и, конечно же, масс медиа и социальных сетей – много ли у них остается сил для свободного выбора и возможностей для формирования собственного мнения? Встречный вопрос – готовы ли к этому мы сами? Правильно ли мы воспринимаем прочитанное или просмотренное, верно ли мы считываем скрытый месседж тех игр, в которые играем, осознаем ли мы, в каких социальных сетях сидим и как они на наше сознание воздействуют?
Социальные сети стали мощнейшим оружием и инструментом в руках современных транснациональных корпораций. Они влияют не только на повседневный выбор товаров и услуг через так называемых инфлюенсеров, но также способы вмешаться в политические выборы. Они же сегодня формируют сознание западного потребителя относительно всего того, что касается российско-украинского конфликта. Для калибровки этого сознания и различных СМИ, которые еще не до конца утратили право называться свободными, существует целый институт навязанных СМИ фактчекеров из числа проплаченных ТНК и хозяевами соцсетей неправительственных структур, конъюнктурно «проверяющих» опубликованную информацию на соответствие определенным представлениям. Фактчекеры уже управляют редакционной политикой многочисленных западных и не только (в том числе и постсоветских) средств массовой информации. Пытались фактчекеры навязать свою волю и здесь, в России, но не преуспели.
И все же, говоря об СВО, нельзя забывать о непосредственной угрозе – со стороны институтов психологической войны на Украине. Как вообще соседняя с нами страна оказалась захвачена антироссийскими настроениями, как из украинцев воспитывали ненавистников всего русского? Как происходило формирование на Украине Антироссии и как в этой атмосфере ненависти создавались те самые Силы специальных операций, многочисленные неправительственные структуры, нацеленные на психологическую борьбу с населением нашей страны? В том числе речь идет и о колл-центрах, из которых осуществляют обзвон россиян циничные психологические террористы.
Не менее важно осознавать, какие именно цели ставили эти ССО ВСУ и их хозяева на Западе перед СВО, в ее преддверии и сразу после ее начала. Как прошел первый – самый сильный удар по российскому обществу, кто не смог его перенести и почему. Как изменилась пропаганда противника осенью 2022 года, какие цели и задачи были поставлены на этом этапе. Какие изменения в пропаганде противника настали после провала пресловутого «контрнаступа», и что именно использовал он для убеждения собственных граждан и воздействия на граждан России. Безусловно, важнейшим фактором при разборе различных аспектов воздействия пропаганды противника на наше общество являются попытки дискредитировать армию, нанести удар по престижу военной службы в нашей стране, очернить статус солдата и офицера.
Наконец, значимым аспектом при изучении этих пропагандистских усилий должен стать анализ исторической политики противника. Исторический ревизионизм был поставлен на службу интересам Запада, тогда как на Украине стал центральной частью сотворения антироссийского мифа. И сегодня исторический ревизионизм используется для подрыва по атмосфере общественного согласия внутри нашей страны настолько же активно, как и попытки раскачать межнациональные и социальные противоречия в российском обществе.
Именно таков тот контур, в рамках которого ведется сегодня психологическая война. Ну и, конечно, необходимо понимать, что со всем этим знанием делать. Как соблюдать информационную гигиену и медиа-диету, как бороться со страхами и негативной информацией, как не поддаваться нагнетанию страха, нервозности и паники. Все это важнейшие задачи, стоящие перед потребителями информации. И особенно это важно для молодежи.
Ведь, в пространстве медиакоммуникации молодежь выделяется как крайне сензитивная к пропаганде группа. Плюс молодежь относится к средам, ориентированным на самостоятельное активное распространение информации, включая ложную или непроверенную. Это прежде всего так называемые зумеры и миллениалы – в возрастной категории 18-35 лет. У данной аудитории в связи с высоким уровнем доверия к медиаинструментам – прежде всего соцсетям (традиционные медиа представители этих возрастов зачастую презрительно игнорируют) – и низким в связи с дефицитом социального опыта уровнем критического мышления, наблюдается низкая резистентность ко всем видам пропаганды, и прежде всего негативной.
Таким образом, молодежь сегодня является самой восприимчивой к пропаганде противника возрастной группой населения нашей страны и ее столицы в особенности (в связи с тем, что Москва является крупнейшим образовательным центром). При этом, в силу возрастных особенностей, в этой группе также наиболее высок уровень тревожности.
Развитие современных коммуникаций и соцсетей ставит перед молодыми людьми зачастую неразрешимые вопросы: Как отделить важное от наносного в непрерывном инфошуме? Как отличить истину от ложной информации? Какие инструменты позволяют это сделать? Как не стать жертвой думскроллинга (постоянного поглощения негативных новостей)?
Ответы на все эти вопросы и будут даны в курсе лекций, который Центр политического анализа и социальных исследований подготовил в лице директора центра, политолога и доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина.
[1] Доклад удален с сайта ВЭФ, однако его легко обнаружить в сети: https://straight2point.info/wp-content/uploads/2020/08/COVID-19_-The-Great-Reset-Klaus-Schwab.pdf Также рекомендуем обратит внимание на презентацию доклада с участием принца Чарольза, ныне короля Великобритании: https://www.weforum.org/agenda/2020/06/the-great-reset-this-weeks-world-vs-virus-podcast/