Преимущественно фиксированные цены на оборонную продукцию являются правильным решением

17 февраля 2014 / 12:28

Обезоруженный рынок

Прогнозы инфляции на 2014 год неблагоприятны. Текущая девальвация рубля неизбежно приведёт к росту внутренних цен. Перед правительством России и руководителями всех оборонных предприятий особую остроту приобретает вопрос: каким же образом защитить военную экономику и оборонный сектор от влияния внешних факторов и обеспечить их бесперебойную деятельность?

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) разработала новое положение о порядке ценообразования на продукцию гособоронзаказа. Новый порядок отменит введенные еще в 1997 году так называемые стимулирующие цены гособоронзаказа (ГОЗ) и позволит фиксировать цены на военную продукцию на финише исполнения госконтракта. Но этого уже недостаточно.

Введение преимущественно фиксированных цен на оборонную продукцию, безусловно, является правильным решением. Оно отражает тенденцию снижения зависимости обороной промышленности от колебаний на рынке и кризисных процессов в экономике. Введение фиксированных цен на ГОЗ позволит минимизировать влияние рыночных факторов и их колебаний. Благодаря этому решению возрастёт устойчивость работы оборонных отраслей промышленности России.

Очевидно, что на самом высоком уровне руководства России происходит постепенный отказ от представления о том, что предприятия ОПК должны быть полностью интегрированы в рынок. Фактически, даже на рыночном Западе оборонная промышленность мало связана с рынком. Поэтому любое снижение зависимости ОПК от рыночных колебаний стимулирует его более качественную и стабильную работу. Соответственно, открываются более широкие возможности для жизненно необходимого восстановления оборонной промышленности России.

Следует ещё раз подчеркнуть особое положение и значение ОПК как специализированного сектора экономики любой крупной страны. (Россия не может быть в этом вопросе исключением). В силу уникальности значения и роли ОПК для существования страны очевидно, что традиционные рыночные рецепты здесь не могут быть автоматически применены. Вывод ОПК из рынка должен означать также создание специализированного и изолированного сектора экономики.

Необходимо также вывести ОПК на новый мировой уровень технологий, производительности, показателей ТТХ и номенклатуры отечественной продукции. Это следует продолжать делать, в том числе, и по линии ценообразования на оборонную продукцию. Цена должна стимулировать качество продукции, производимой по гособоронзаказу.

Однако в настоящее время существует принципиальное разногласие между Министерством обороны РФ и исполнителями ГОЗ. Суть его заключается в том, что Министерство обороны РФ определяет цены исходя в основном из технологической стоимости работ по созданию оборонной продукции.

Предприятия ОПК же стремятся устанавливать цены, которые не только возмещали бы их производственные затраты в соответствии с технологическим процессом, но и создавали фонды на развитие и содержание всей инфраструктуры предприятий, включая жилищное строительство, ЖКХ, детские учреждения, школы, поликлиники для сотрудников и членов их семей и т.д. В этом есть свой резон. Ведь предприятия ОПК способны быть нацелены на выполнение долгосрочных проектов только при условии полного обеспечения всех сторон их деятельности.

Таким образом, для восстановления оборонных отраслей промышленности будет явно нецелесообразно осуществлять финансирование деятельности ОПК исключительно через оплату контрактов. Требуется создать новые механизмы финансирования предприятий ОПК. В частности, можно создать централизованное обеспечение предприятий ОПК широким ассортиментом товарно-материальных ценностей, как это происходит, например, в ряде госкорпораций, и, в частности, в ОАО РЖД.

Кроме того, существует проблема: развал системы военных представительств Министерства обороны на предприятиях ОПК лишил страну квалифицированных военных специалистов, контролировавших качество продукции и обоснованность ценообразования на этом «рынке». Ранее система позволяла сдерживать аппетиты промышленности и удерживать выделенный военный бюджет в рамках разумного. В условиях нарастания выпуска новой оборонной продукциипора задуматься о восстановлении и укреплении военных представительств Министерства обороны РФ, в первую очередь, военпредов-экономистов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика