Чтобы успевать вовремя реагировать на раздражители, нужно со знанием дела их анализировать. И анализировать как можно более быстро. Лучше – заранее
Сентенция эта может показаться довольно очевидной. Но на докладах перед президиумом Академии наук напрасные слова говорят обычно редко. Вот и на этот раз научный руководитель Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН и, собственно, председатель оного центра академик Геннадий Матишов рассказывал о пока ещё не очевидной, но, по данным учёных, уже формирующейся опасности.
Называется эта опасность — украинский национализм. И не на Украине — там, для всех очевидно, национализм преодолел неощутимую границу и стал уже нацизмом. Нет, руководитель проекта «Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России» говорил о России.
Если заглянуть в историю, то с учёным нельзя не согласиться (хотя он по основной специальности — океанолог и морской геолог, доктор географических наук) — то, что происходит сегодня в политике и межнациональных отношениях, очень густо замешано на том, что происходило на юге России 200–300 лет назад. Как обычно в истории, трактовать те события можно по-разному. А если применить методы так называемой фолк-хистори, то к объективно неоднозначному пониманию исторических свидетельств можно запросто добавить самых фантастических, но идеологически полезных картинок. Вроде побед украинцев над персами Дария или выкопанного ими же Чёрного моря.
Проблема как раз в том, что ради обоснования нынешних националистических постулатов история трактуется настолько законченно-уродливо, что превращается в итоге во вполне материальную силу. Ну, например, во время польско(!)-русской войны крымско-татарская(!) конница побила под Конотопом оторвавшийся авангард русских войск. Сколотил и возглавлял антирусскую коалицию гетман Иван Выговский, ради укрепления собственной власти над Гетманщиной перешедший на службу к польскому королю и давший ему соответствующую присягу. Против него и его политики выступала собственно Запорожская Сечь, отдельные казацкие полки, часть которых сошлась с Выговским в Конотопской битве на стороне России. В целом же политика Выговского вызвала такое неприятие среди населения Гетманщины, что всё закончилось гражданской войной, получившей характеристичное поименование «Руина».
Да, но теперь эта локальная тактическая победа руками татар за польские интересы, вызвавшая гражданскую войну, считается на Украине практически национальным праздником! Поводом для национальной гордости! А значит, и подпиткой для национализма.
Так что вновь остаётся безропотно принять формулировку академика Матишова: «Поэтому при анализе сегодняшних политических явлений приходится всегда оглядываться на историю».
Между тем, складывающаяся сегодня картина «не придаёт оптимизма», говоря его словами. Одна из важных, но до сих пор недооцениваемых проблем имеет происхождение опять-таки в истории. Дело в том, что за многие десятилетия, прошедшие с момента выделения «украинства» как национального и политического феномена и проведённой большевиками в 1920-х годах жёсткой украиинзации (когда украинизировали даже донских казаков, вернее, то, что от них осталось после Гражданской войны), придавшей этому феномену квази-государственный характер, по России разъехались многие миллионы украинцев. Места их компактного проживания ныне имеются на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. В особенности — на Кубани, где Кубанское казачье войско было в своё время и образовано из запорожских казаков распущенной Екатериною Великой и Григорием Потёмкиным Сечи.
Так вот: по словам академика Матишова, в местах компактного проживания украинцев в России — в Сибири, на Урале, на Кубани — всегда появлялся украинский национализм. Появляется — и проявляется — он и сегодня. «Украинский национализм на Кубани и в Белгородской области никуда не делся», — свидетельствует учёный. Почему-то в Белгороде, который никогда, собственно, не входил в украинский и даже малороссийский этнический ареал, очень сильны проукраинские настроения. Особенно характерно это явление для студенческих общежитий.
Впрочем, как раз последнее вполне объяснимо, и можно позволить себе дополнить доклад академика: в Белгороде осело и продолжает оседать большое количество беженцев и добровольных переселенцев из Украины. Заметные количества украинских юношей и девушек приезжают учиться в здешних вузах. Соображения у всех при этом, конечно, разные, но очевидным научным фактом является разновекторность суждений и устремлений членов любого социума. Так и тут: кто-то бежал от бомбёжек Донбасса, а кто-то — от мобилизации в зону АТО, при этом вовсе не отказываясь от самой установки «Украина понад усе»…
«Кто-то должен давать оценку проявлениям проукраинских националистических взглядов в России, но это не делается», — утверждает Геннадий Матишов. В условиях, когда «посткрымское ликование подходит к концу», а «добрососедские отношения с Украиной в ближайшее время маловероятны», со стороны украинского соседа «возникла серьёзная угроза национальной безопасности и даже целостности России». А затянувшаяся гражданская война на Донбассе каждодневно увеличивает разрыв между «прогосударственными» украинцами и такими же россиянами — то есть, собственно, костяками обеих наций.
Ведь что такое нация? Это, скупо говоря, «народ государства». Государство, благодаря этому, неизбежно и непосредственно — хотя и растянуто во времени — влияет на ценностные ориентации своего народа. По меньшей мере — и быстрее всего! — в области политики. Украина для России — страна, враждебная с самого момента своего образования, а в национальных героях у неё находятся национальные же предатели, пролившие реки крови собственного же народа, — лишь бы только они хоть под конец жизни, но выступили против России. Анти-Россия — вот нынешний национальный, политический и нравственный идеал нынешнего украинского государства. Рано или поздно он спроецируется на идеалы народа.
Это, собственно, уже произошло с молодым его поколением. Два десятилетия антироссийского промывания мозгов в школьных учебниках — и вот уже костяк «Правого сектора» формируется в собственно русских, русскоязычных регионах Украины — Днепропетровск, Запорожье, Харьков, Одесса. Да, та самая Новороссия, освобождать которую подрядились различные отряды русских националистов…
А дальше будет срабатывать закон сообщающихся сосудов. Ибо что бы ни говорили и ни творили националисты, оба народа — части одного целого. Таковым они себя ощущают исторически, невзирая ни на какие конфликты. И отрава нацизма пойдёт — раз уже начала — распространяться и в среде российских украинцев.
Если этому не противопоставить… Что?
А вот ответа на этот вопрос в докладе академика Матишова так и не прозвучало. А между тем, он очевиден. Он — в истории.
Нам надо драться за историю…