Банальное потребительское отношение к стране своего временного пребывания и ее гражданам – вот что раздражает коренное население
События, подобные тем, что случились в Бирюлево или на Матвеевсколм рынке, вызывают большой общественный резонанс. Это свидетельствует о том, насколько граждане нашей стране обеспокоены складывающейся миграционной ситуацией. С одной стороны иностранные работники заполняют низкооплачиваемые вакансии со сложными условиями труда, с другой - создают в некоторых населенных пунктах этнические анклавы, обособленные от влияния местной и федеральной власти.
А кроме этого - правоотношения здесь по-прежнему остаются весьма и весьма коррупциоемкими, начиная с низовой коррупции (проверка документов мигрантов) и заканчивая прямым покровительством крупным этническим торговым и иным организациям. Не все просто и с криминальным фоном трудовой миграции. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, граждане стран ближайшего зарубежья совершают до 20% преступлений, дела по которым направляются в суд.
Тем не менее, ни для кого сегодня не является секретом, что использовать труд нелегальных мигрантов работодателям очень выгодно. Один наемный работник-россиянин обходится им более чем в два раза дороже, чем приезжий. К тому же иностранцы в подавляющем большинстве непритязательны, менее юридически грамотны, готовы работать больший по времени рабочий день за меньшую (порой в разы) заработную плату. При этом труд наемных мигрантов практически никем не контролируется. Не соблюдаются ни трудовое, ни налоговое, ни пенсионное законодательство. Нет ни профсоюзов, ни страховых взносов. Таким образом, приезжий работник является бесправным, его судьба целиком зависит от настроения своего работодателя.
В связи с этим вспоминается прозвучавшая совсем недавно идея проведения всеобщей амнистии для мигрантов. Тогда ее инициатор - уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов - написал в своем блоге: «…задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы. И помогут здесь не запреты и карательные меры, а, напротив, максимальная либерализация получения разрешений на работу. В России необходимо провести миграционную амнистию, то есть массовую легализацию нелегалов. …Давайте исходить из того, что легальный трудовой мигрант платит налоги в бюджет и тратит существенную часть заработанных денег в России. Только 36% заработанных ими денег покидает страну».
В принципе, любую амнистию как акт гуманизма можно приветствовать.
И в амнистии для некоторых категорий иностранных граждан, приехавших в нашу страну в поисках работы и лучшей доли, не было бы ничего плохого, если бы трудовые мигранты проявляли хоть какой-то интерес к национальной истории, традициям, культуре. Уважали бы нашу страну, ее язык и ее законы. К сожалению сегодня, то с чем приходится сталкиваться в среде мигрантов – это в лучшем случае безразличное отношение к перечисленным мной ценностям. Банальное потребительское отношение к стране своего временного пребывания и ее гражданам – вот что раздражает коренное население.
Это если еще не вспоминать о налогах, которые многие трудовые мигранты не платят, оставаясь в теневом секторе, как и о прочих элементах тривиальной правовой культуры.
Миграционное регулирование в стране остается все еще не отлаженным. Не случайно, законодательство в данной области – одно из наиболее динамично развивающихся в последнее время. Здесь и инициативы, направленные на сдерживание растущей криминогенности, на уточнение условий учета и регистрации по месту пребывания, постановки на налоговый учет и присвоение ИНН, сдачи экзамена на знание русского языка и истории и т.д.
Поэтому позволю себе предположить, что как ни амнистируй многомиллионную армию мигрантов, особой благодарности от них ждать не стоит, как не стоит ждать и того, что растрогавшиеся гастрабайтеры в знак признательности станут в очередь, чтобы пополнить российский бюджет своими налогами. Это возможно достичь только полностью переведя все взаимоотношения с иностранной рабочей силой на официальную основу, то есть фактически поставить условие, согласно которому получать деньги за свою работу иностранные работники смогут у одного источника выплат. Причем сам источник должен быть абсолютно «белым», то есть платить все установленные законодательством налоги и делать отчисления в страховые фонды. Только в этом случае можно будет говорить о том, что иностранные работники отдают справедливую долю в российский бюджет.
Возможно ли это сегодня? Думаю, что ответ знает и сам инициатор, еще совсем недавно обосновывавший необходимость амнистирования «сотен тысяч» российских предпринимателей, осужденных, в том числе и по налоговым составам УК РФ.
Кроме того, предложенная амнистия может окончательно снять хоть какие-то еще оставшиеся сдерживающие барьеры, которые стимулируют более или менее законопослушное поведение многих иностранных работников. О том, насколько стороны готовы играть по предложенным государством правилам свидетельствует и тот факт, что за первое время действия закона, предусматривающего обязательное тестирование на знание русского языка иностранных мигрантов, занимающихся неквалифицированным трудом, пройти тест решили всего 200 мигрантов по всей России. И это при заявленной ООН цифре в 11 миллионов мигрантов!
К тому же проводя любую амнистию надо точно представлять себе, о каком количестве лиц пойдет речь. В данном же случае амнистию предлагалось проводить для неопределенно большого круга лиц. Сколько иностранных граждан – потенциальных работников реально находится на территории нашей страны одномоментно, сказать не возможно.
Не стоит забывать и о том, что такая амнистия обязательно потребует немалых расходов на ее проведение. Любая административная процедура – это конкретные деньги. Государству придется здорово потратиться на легализацию миллионов мигрантов. При этом экономический эффект от такого акта гуманизма также должен быть просчитан (в части элементарного превышения возможной выгоды над потраченными средствами).
И потом, как мне кажется с точки зрения уважения к своим согражданам, затевать компанию по полномасштабному прощению иностранных работников, стоило бы после решения большинства вопросов и проблем, которые волнуют наших соотечественников. Публично прощать тех, кто нелегально находится на территории нашей страны, ставя интересы этих людей выше интересов своих сограждан, не совсем гуманно по отношению к последним.
Кроме того, позволю усомниться в приведенной омбудсменом цифре, что лишь только 36% средств, полученных в нашей стране, мигранты отправляют на родину. Откуда взялась эта цифра? Она - результат соцопросов, данные ЦБ РФ, Минэкономразвития? Большинство работающих на российских просторах мигрантов в день получения зарплаты (в подавляющем большинстве случаев неучтенными наличными) переводят ее по системе быстрых денег к себе домой. Никто ничего не копит, не вкладывает в наши банки, не покупает акций и облигаций. Необходимый минимум тратится на еду и одежду. И то, если работодатель не обеспечивает всем этим. Где здесь 64% от заработков? Боюсь, как бы не вышел такой же пшик, как и с экономической амнистией. Тогда говорили о более чем ста тысячах заключенных предпринимателях, а по данным Верховного Суда оказалось, что и двух тысяч не наберется…
Необходимо признать, что совершенствование миграционного законодательства идет сложно, не теми темпами, которыми хотелось бы. Но сегодня, как мне кажется, оно развивается по правильному пути. А именно - имеет целью создание прозрачных и цивилизованных правил как в сфере въезда, пребывания, оформления, так и учета, контроля, налогообложения и соблюдения прав мигрантов. Главное при этом не забывать об уважении к самим себе, своей истории, языку, культуре и закону.
Но есть на свете вещи, которые чем больше делаешь, тем больше хочется. Очевидно, выдвижение идей об амнистиях относится к категории подобных.