Госдума приняла во втором, основном чтении законопроект о «суверенном интернете». Вокруг него уже успели вдоволь поскандалить, в марте даже проводились акции протеста
Основное опасение критиков – закон будто бы дает правовые основания для изоляции российского интернета от внешнего мира. Немногочисленные «охранители», выступающие за автаркию, поддерживают закон за то, что он будто бы защитит Россию от «тлетворного влияния Запада», гораздо более многочисленные критики панически предсказывают лишение доступа к удобным международным сервисам и наступление «цифровой Северной Кореи».
Между тем, неправы и те, и другие. Законопроект вообще не про это. Возмутительно не то, что законопроект принят, а напротив - почему такой очевидной и важнейшей задачей, которую он призван решить, озаботились только сейчас. Речь идет не о самоизоляции, а напротив - о защите от попыток изолировать Россию извне, на сей раз – в интернете, о радикальном повышении надежности российского интернета – в том числе, и в части сохранения доступа в глобальную сеть.
Как известно, США и ЕС в качестве основной цели санкций прямо называют международную изоляцию России. Такая изоляция, по мысли авторов санкций, лишит её доступа к важнейшим технологиям и ограничит её экономический рост. Почему не предположить, что аналогичная мысль может прийти стратегам антироссийской линии по поводу интернета? Россия – единственная из «незападных» стран, кроме Индии и Китая, имеющая в своем распоряжении IT-компании и решения мирового уровня. Российская компания создала наиболее мощную на постсоветском пространстве социальную сеть «ВКонтакте», антивирусные решения Kaspersky известны во всем мире. Примеры можно приводить долго, факт в том, что экспортный потенциал и агрессивность (в коммерческом смысле) российских компаний нарастает. И многим на Западе очень хотелось бы её ограничить.
В этой связи паранойя о повсеместном вмешательстве России в выборы с помощью социальных сетей и хакеров – вовсе не только политическая история. Одна из целей такой информационной кампании – легализация России в качестве допустимой цели возможной кибервойны. Для этого ей и придают черты универсального злодея и агрессора в интернет-пространстве. А Россия очень кстати реализует программу развития цифровой экономики. Прекрасная возможность нанести ответный удар – не надо ни «цветных революций», ни ядерного оружия.
И это - не фигура речи. Кибератаки на крупнейшие российские банки и государственные учреждения стали регулярным явлением (хотя и успешно отбиваются), а деятелей, регулярно «минирующих» торговые центры в российских городах, до сих пор пока не нашли.
В США периодически обсуждают законодательные акты, легализующих изоляцию нежелательных зарубежных интернет-ресурсов, вроде закона «О борьбе с пиратством в интернете», (Stop Online Piracy Act - SOPA) и «О защите IP-адресов» (PROTECT IP Act - PIPA). Официально легализован экстерриториальный интернет-шпионаж против граждан иностранных государств, просто подозреваемых в сотрудничестве с иностранными спецслужбами. И это не говоря уже о пакете антироссийских санкционных (и не только санкционных) законов. В июне 2018 года был даже эпизод с блокировкой компанией GeoTrust SSL-сертификата Общественной палаты на основании её аффилированности с ДНР (!). Если оказывается возможным применить такой абсурдный предлог для отключения неугодного сайта, то в условиях истерической антироссийской кампании и очередного политического обострения вполне может быть придуман предлог и для тотальной изоляции РФ.
Так вот, закон о «суверенном интернете» - это закон о создании автономной системы маршрутизации, национальной системы DNS, которая позволит обеспечить функциональность сети даже в условиях внешней изоляции и кибератак. Российская система интернета уйдет от критической зависимости от зарубежных DNS и корневых серверов. Российские банки и компании продолжат оказывать свои услуги, а люди – переводить деньги, получать и отправлять важные документы.
Любое сколь-нибудь состоятельное государство должно озаботиться проблемой защиты, обеспечения стабильности и безопасности своей интернет-инфраструктуры. Россия с большим опозданием, в условиях внешних вызовов, наконец-то делает это. В будущем, по мере развития собственной российской интернет-инфраструктуры и инфраструктуры связи, вполне возможно задействование дополнительных механизмов обеспечения приоритетного доступа к глобальному интернету – как совместно с дружественными странами, так и через развертывание собственной спутниковой системы глобального доступа к Сети.
Таким образом, новая система, которую запускает новый закон, не только не изолирует, а напротив – создает базу для надежного обеспечения доступа России и её граждан к глобальной сети.