Публицист Антон Котенев — о том, почему "Викинг" собирает огромные деньги в прокате, несмотря на критику
На улице минус 30, а люди всё равно выходят из тёплых квартир и идут, идут косяками на фильм "Викинг". Хрустят попкорном, плачут, смеются, а потом спешат домой, чтобы накатать очередную разгромную рецензию на своей страничке "ВКонтакте". Чтобы для кого-то ещё их негативный отзыв стал "последней каплей", после которой ничего не остаётся, как натянуть пуховик и отправиться в ближайший мультиплекс. А как иначе? Они там будут наших предков поливать грязью, а мы — сиди дома, как будто ничего не происходит? Нет, это не дело! Надо срочно купить билет!
Это известный феномен. Людям куда больше нравится возмущаться и негодовать, чем, к примеру, испытывать радость и умиление. Об этом хорошо знают журналисты, которые "плохую" новость всегда предпочтут "хорошей". Об этом знают современные художники, которые выдумывают очередной "перформанс" с прицелом на то, чтобы обидеть максимальное число людей. Об этом знает кто угодно, чей успех связан с реакцией публики: хорошими делами прославиться нельзя.
Конечно, продукт не должен быть на самом деле плохим. На самом деле плохой — это когда никто не заметил. А "Викинг" — он всё-таки яркий, динамичный: будь он не про нас, а про римлян или египтян, никто бы и не подумал воротить нос. Но и сборов бы таких тоже не было.
Потому что чтобы произвести настоящий фурор, нужна какая-то перчинка, например возможность сравнить с чем-то важным — как правило, с литературным первоисточником. Вряд ли кто-то сидел и специально читал "Повесть временных лет", но зато каждый учился в младших классах школы и проходил историю Древнерусского государства. А тут ещё споры вокруг памятника князю Владимиру. А тут мы узнаём, что всё это обычное фэнтези, под которое можно хрустеть попкорном...
На самом деле это вполне здоровая ситуация. В конце концов, мы не украинцы и не будем никому рвать глотку за своего Хлодвига, Роланда или Короля Артура.
Болезненная зацикленность на прошлом, тем более на полумифических сюжетах тысячелетней давности, характерна для тех, кто не уверен в собственном настоящем. У русских такой проблемы нет, так что они спокойно смотрят фильмы про могучих воинов, ведущих свою дружину в бой под отваром галлюциногенных грибов, любящих прекрасных дам или просто поваляться в грязи во дворе терема. Мы и сами любим.
А повозмущаться для порядка — это святое. Все эти люди просто пытаются сказать, что фильм — классный и надо обязательно сходить. Другими словами у многих сейчас просто не получается.