Платные парковки в Москве — вся надежда на депрессию

11 марта 2015 / 14:58

В последние месяцы резко возросли активность и масштабы общественных протестов в Москве против расширения зоны платных парковок личного автотранспорта. Эта проблема стала актуальной и для центра Москвы, и для её окраин. Ведь даже в спальных районах Москвы платная парковка будет стоить 40 рублей в час

В СМИ подробно изложены различные точки зрения противоборствующих сторон — Департамента транспорта правительства Москвы и горожан-автовладельцев. По моему мнению, ясно только то, что стороны вряд ли сегодня придут к согласию. Это объясняется отсутствием экономических, то есть, объективных возможностей для установления баланса интересов всех участников дискуссии. Сегодняшняя проблема платных парковок имеет серьёзные экономические корни.

В 2000-е годы в России повысились зарплаты, вырос уровень жизни и прежде всего в Москве. Неудивительно, что вскоре возникла массовая трудовая миграция в столичный регион из депрессивных районов России, а также Средней Азии. Подобное явление мы сегодня наблюдаем в странах Западной Европы, только там иммигранты немного другие. Миграция спровоцировала спрос на жильё в Москве и Подмосковье. Это стимулировало масштабное жилищное строительство в столичном регионе и стремительный рост цен на квартиры как на первичном, так и на вторичном рынках.

Но большинство приезжих приехали сюда людьми не настолько богатыми, чтобы быть в состоянии купить здесь дорогостоящие квартиры и автомобили. Поэтому другой принципиальной причиной возникновения проблемы парковки в Москве стало увеличение покупательной способности населения благодаря развитию потребительского кредитования. Как известно, большинство квартир и автомобилей в столичном регионе приобретались в кредит. К тому же, вторичный рынок автомобилей до сих пор переполнен предложением подержанных машин.

Но ни сами миграционные потоки, ни масштабы и темпы жилищного строительства не стали объектами регулирования со стороны как властей Москвы, так и правительства России, хотя они должны были это сделать. Вместо выполнения своих прямых обязанностей, власти стали ссылаться на необходимость демократизации порядков в стране и либерализации экономических отношений. Поэтому институт прописки прекратил своё существование, а жильё стало обычным и доступным товаром, хотя таковым явно не является и не должно быть.

В итоге, вследствие бессистемной и хаотичной массовой застройки Москвы и Подмосковья новыми жилыми домами и районами и появления миллионов новых жителей возникла перенаселённость Москвы и Подмосковья. Кроме того, для большинства приезжих в столичный регион приобретение автомобиля стало необходимым условием, в их понимании, достижения высокого социального статуса свежеиспечённого москвича. «Я легко купил себе квартиру в Москве и „тачку“!» — небрежно, но с переполняющей его гордостью сообщает такой индивидуум своим родственникам, пока ещё проживающим далеко от Москвы. Даже если этот автомобиль, собственно, в повседневной жизни ему реально не нужен, да и куплен он на деньги, взятые в кредит. Родственники начинают ему люто завидовать, и при первой же возможности тоже перебираются в столичный регион, увеличивая и без того существующие здесь значительные проблемы.

Сначала власти допустили массовое строительство новых микрорайонов и жилых домов путём точечной застройки, расположенных к тому же в непосредственной близости друг от друга. Затем все начали удивляться, что на улицах Москвы стало много машин, возникли гигантские пробки, а сами машины негде парковать ни днём, ни ночью. (Кстати, другим проявлением перенаселённости является обилие домашних собак на улицах и в парках Москвы, которые загрязняют город и раздражают жителей).

Очевидно, что введение платных парковок стало неизбежным следствием комплексной проблемы — стремительного роста количества личного транспорта в Москве и ближайшем Подмосковье. Но при этом пропускная способность дорог и свободные для парковки площади в Москве сокращаются быстрыми темпами.

Если Московский регион будет продолжать развиваться такими же темпами, то даже такие платные стоянки станут недоступными, и все будут жаловаться на их отсутствие даже по высоким ценам.

Чего можно ожидать в ближайшие годы? Полагаю, что проблема несколько ослабеет. Нарастающие в России серьёзнейшие экономические проблемы, которые продлятся несколько лет — экономическая депрессия, массовая безработица, кратное падение уровня заработной платы и доходов, снижение платёжеспособной способности населения — вынудят миллионы людей из числа вчерашних трудовых мигрантов и их семей покинуть столичный регион. При этом надо потребовать от властей Москвы и Московской области не допускать нахождения во дворах и улицах старых автомобилей, брошенных своими хозяевами, которые также будут занимать пространство и мешать движению. Кстати, эта проблема уже есть и продолжает возрастать, но пока она, по обыкновению, игнорируется властями.

Обратная миграция заметно снизит как число жителей, так и автомобильные потоки на здешних дорогах. Столичный регион избавится от избыточного сегодня количества автомобилей. Тогда и значительно ослабнет проблема дефицита свободных мест для парковки.

Однако надо понимать, что при первом же улучшении экономической ситуации начнётся новая и знакомая уже волна трудовой миграции в столичный регион, что вновь вернёт проблему платных парковок на тот же уровень.

Поэтому, так или иначе, решать эту проблему надо обязательно, причём комплексно. То есть, помимо создания современной транспортной инфраструктуры, предстоит серьёзно заниматься регулированием миграционных потоков и демографических показателей Москвы и ближайшего Подмосковья.

Пока же, как следует из заявлений противников платных парковок, позиция властей состоит не в поиске путей и способов решения проблемы перегруженности дорог траффиком, а в стремительном развитии нового источника доходов бюджета Москвы путём внедрения системы платных парковок.

Можно сделать вывод, что Департамент транспорта Москвы пока направил свою деятельность в основном на решение задачи регулирования существующих транспортных потоков Москвы. Однако транспортный хаос в Москве и Подмосковье достиг сегодня такой высокой степени, что уже не поддаётся никакому управлению. Нужны иные действия, ведь Москва обязано иметь планы развития своей транспортной инфраструктуры. Вместо какого-либо развития инфраструктуры Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (вот его полное название) пока предпочитает использовать возможность получать огромные доходы буквально из воздуха, ничего при этом не создавая. В этом деле он добился впечатляющих «успехов», раз сумел взбудоражить всю Москву.

Но такое отношение к транспортной проблеме Москвы пока создаёт лишь возможность легального существования и процветания доходного, но совершенно непроизводительного и сомнительного бизнеса, например, принудительной эвакуации. К сожалению, такая деятельность часто содержит элементы коррупции и нередко ущемляет имущественные права граждан, унижает их человеческое достоинство.

Правительству Москвы следует опережающими темпами развивать общественный транспорт, делать его комфортным и удобным. Люди, живущие в столичном регионе более 20–30 лет, едины во мнении, что в Москве гораздо удобнее пользоваться именно общественным транспортом. Их опыт говорит им, что так лучше как с точки зрения возможности добираться на нём в необходимый район Москвы, так и с точки зрения отсутствия забот о техническом обслуживании автомобиля, его сохранности от угона и повреждений, а теперь уже — его парковки.

Увы, руководители Департамента транспорта явно игнорируют то обстоятельство, что с этого года налоговая нагрузка на жителей Москвы стала стремительно возрастать даже без платных парковок. С 2015 года жителей обязывают дополнительно оплачивать отчисления на капитальный ремонт жилого фонда, повышенные налоги на личный транспорт, а также жилую недвижимость (квартиры, загородные участки), рассчитанные исходя из их кадастровой стоимости. Но поднятие налогов возможно и оправдано только до определённого уровня. Сейчас оптимальность налоговой нагрузки не принимается в расчёт. Рост существующих налогов на население вообще никак не обосновывается, да и не имеет экономического смысла, кроме возможности пополнять дефицитные местные бюджеты. Поэтому, на фоне роста и без того непонятных расходов, в условиях разворачивающейся экономической депрессии и уже неизбежного роста уровня бедности населения, с введением платы за парковки власти явно запоздали.

Мнение автора колонки не всегда соответствует
мнению Центра политического анализа.


тэги
Москва; 
Дептранс; 
Ликсутов; 
платная парковка; 

читайте также
Центр политического анализа и социальных исследований победил в конкурсе грантов мэра Москвы
В Москве соберутся волонтеры на фестиваль «Благо своими руками»
Пять минут с Кэтрин Зубович
В Москве задумались о том, как поддержать малый бизнес в период санкций
Реновация маршрутов городского транспорта в Москве. Что не так?