Памяти ё-мобиля, или Фарс-минор

04 августа 2014 / 21:41

«Слив Прохорова» обернулся пусть и не трагедией, но достаточно яркой политической драмой. «Слив ё-мобиля» стал просто фарсом

Когда ё-мобиль только явился в медийное пространство России (не возьмусь судить о том, проник ли он в зарубежные медийные пространства?), то веры ему, точнее, в него не было конечно никакой, зато название понравилось сразу всем. Как нравится у нас все, что может служить сырьем в производстве изнурительного остроумия. И в этом смысле буквально все, что начинается на букву Ё, просто обречено на успех.

Всех былых шуток я сейчас и не вспомню. С тех пор, как ё-мобиль пожил в топовых новостях, все-таки прошло несколько лет. Однако последняя новость о том, что М. Д. Прохоров потерял интерес к проекту и избавился от всех наработок за один евро (собственником «наработанного» непосильным трудом стал государственный Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), позволила вспомнить, как все-таки удачно был назван сей гибридный автомобиль! Ибо создалась ситуация, которую у нас принято характеризовать как: «Ну, вот все так у нас!». И ситуация эта в очередной раз связана с Прохоровым, в отношении которого стало уже привычным восклицание: «Ну, вот все у него так!» А такие высказывания за пределами цензурируемого пространства у нас в стране обычно сопровождаются этаким старческим «Ё», которое следует отличать от задорно-молодежного «йоу!» — последнее используется в других, гораздо более радужных случаях.

Мы, наверное, уже никогда не вспомним о ё-мобиле, по крайней мере, это может быть названо чудом, если с ним еще случится что-то хорошее.

Чудо произойдет, даже если с ним вообще что-то случится — что-то информационно-значимое. Поэтому в этой короткой «колонке памяти» позволю себе поделиться одной региональной историей, дабы более не возвращаться к этой теме никогда.

Есть в моих краях (в Иркутской области) город с прекрасным названием Черемхово. Когда-то, в советские времена по большей части — шахтерский. В постсоветские времена в силу разных причин приобретший репутацию типичного депрессивного уездного города (маленького царства житейского мрака и ужаса). Население там — около 50 тысяч.

В самом начале сентября 2011 года — в начале разгара избирательной кампании в Государственную Думу — когда партия «Правое дело» еще возглавлялась М. Д. Прохоровым, то есть была вполне себе живой и желавшей избирателей, местные «праводельцы» отметились великолепным. В СМИ была распространена следующая информация: «…от имени Иркутских „правых“ было сделано заявление о продвижении партией проекта строительства завода по выпуску гибридных российских автомобилей под маркой „ё-мобиль“ в городе Черемхово».

14 сентября произошел конфликт Прохорова с властями — в СМИ его подали как конфликт Суркова и Прохорова.

Можно описать этот конфликт как результат когнитивного диссонанса между тем, кто за долгие годы в большом бизнесе отвык от того, что ему кто-то может указывать, и тем, кто за долгие годы в большой политике отвык от того, что кто-то не слушается его указаний. Прохоров лишился партии «Правое дело» или партия лишилась Прохорова, Иркутская область лишилась завода по производству гибридного автомобиля.

Мне до сих пор интересно, такая «замануха» была устроена избирателям региональными отделениями «Правого дела» во всех регионах России? Или это был местный политтехнологический креатив? Ибо, если бы обещанное сбылось во всех регионах, то в России появилось 83 завода по производству ё-мобиля. И страна наша стала бы безусловным мировым лидером по количеству автомобильных заводов.

Вот, кстати, новость из всего того же выборного 2011 года (месяц май): «Производство ё-мобилей будет налажено на заводе в Санкт-Петербурге, строительство которого начнется 8 июня текущего года. Сборка автомобилей на этом предприятии начнется во второй половине 2012 года». Помню, как шутили в Иркутской области на тему того, как же черемховцы будут производство гибридного авто с самими питерцами делить?

Попробую немного сравнить судьбу ё-мобиля с партийной биографией Прохорова.

Прохоровское «Правое дело» могло сыграть вполне себе умиротворяющую роль на ставших скандальными думских выборах 2011 года. Партия могла бы собрать голоса недовольных или просто уставших от действующей власти, но не готовых отдавать свои голоса не менее надоевшим «старым оппозиционным партиям», то есть голоса тех, кому, откровенно говоря, не за кого было голосовать. Как знать, случись оно так, как могло было бы случиться (или как было задумано), быть может, «новые протестующие» получили бы собственную «прохоровскую фракцию» в Думе, спокойно восприняли бы результаты выборов и не отправились бы протестовать на площади и проспекты.

Форс-мажорный «слив Прохорова» осенью 2011 года предопределил последующую рассерженность готовых к сердитости горожан, которым, повторюсь, не за кого было голосовать зимой 2011−2012 гг. История в каком-то смысле повторилась — как и положено, в виде фарса. «Слив Прохорова» обернулся пусть и не трагедией, но достаточно яркой политической драмой. «Слив ё-мобиля» стал просто фарсом. Правда в самом минорном для фарса формате, ведь случился фарс, на который толком даже не обратили внимания. Можно сказать, что случился этакий фарс-минор.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
Прохоров; 
Гражданская платформа; 
выборы; 
ё-мобиль; 
автопром; 

читайте также
Павел Данилин: Эффективный менеджер в понимании Прохорова — это тот, кто украл больше
Павел Данилин: Сколько стоит РБК?
Профсоюзы против четырехдневной рабочей недели
Власть гарантированно выиграет Москву
«Гражданская платформа» не удержала фронт