Обама больше не является примером для подражания
Представленный недавно логотип президентской предвыборной кампании премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вызвал скандал, связанный с обвинениями в плагиате предвыборной кампании президента США Барака Обамы 2008 и 2012 годов. Скандалы, связанные с похожестью, заимствованиями или прямым плагиатом визуальной айдентики происходят в корпоративной среде гораздо чаще, чем в политике и имеют не меньший резонанс. Связаны они с целом рядом причин, касающихся как недобросовестности разработчиков, так и известной исчерпанностью пластических форм, а также банальной модой на те или иные решения. Как правило, данная проблематика касается исключительно сферы эстетики.
Однако случай с логотипом предвыборной кампании Эрдогана носит не эстетический или креативный, а именно политический и смысловой характер.
На самом деле, формально, предвыборная айдентика Эрдогана плагиатом в чистом виде и не является, за исключением конечно, ассоциативных аналогий, которые достаточно ясны и прозрачны. И в этом заключается главная ошибка Эрдогана.
Стиль Обамы, действительно, был эталоном успешной и эффективной политической коммуникаций. В 2012 году даже Демократическая партия США совершила своеобразную «обамизацию», отказавшись от исторического изображения осла и стилистически приблизила новый логотип к айдентике Обамы. Но сегодня Обама — не самый удачный и положительный пример для подражания. Ведь политическая символика также изменчива, как и политическая повестка.
Образ Обамы изменился как в мире, так и в самом американском обществе, называющим его чуть ли не самым худшим президентом в истории США.
Обама не оправдал тех надежд, которые содержал в том числе и его знаменитый фирменный стиль 2008 года: перемен не произошло, надежды оказались обмануты. Стиль Обамы, некогда, действительно, выдающийся, из символа новой американской мечты, которая всегда помогала в трудные времена — себя исчерпал. Более того, превратился в свою противоположность, стал, скорее, раздражителем. Копировать в том или ином качестве символику Обамы — означает воспроизводить негативные образы и коннотации их носителя.
В каком-то смысле Эрдоган имеет даже больше «прав» на эту стилистику, чем Обама, хотя она и появилась хронологически раньше.
В общественном мнении при всей своей противоречивости и неоднозначности Эрдоган связывается с т. н. турецким экономическим чудом и надеждой на выходит кризиса. Ни с чем подобным Обама уже давно не ассоциируется. Таким образом, отсылки к стилю Обамы не смотря на его визуальную привлекательность, эмоциональную силу, новаторство, то есть все то, что казалось бы следует брать на вооружение, не улучшают имидж Эрдогана и его партии, а, наоборот, деформируют те положительные смыслы, которые политик хочет донести до избирателя.