Протестная публика реанимирует игровые и карнавальные технологии внедрения в массовое сознание всех возможных видов маргинальных идентичностей
Оправившись от шока, вызванного возвращением Крыма в состав России, и последовавшего патриотического подъема, так называемый креативный класс возобновил свой политический сезон. Протестная публика реанимирует игровые и карнавальные технологии внедрения в массовое сознание всех возможных видов маргинальных идентичностей, одной из форм которых стал «креативный сепаратизм».
О намерении провести акцию в Новосибирске «Марша за федерализацию Сибири» (за федерализацию федеративного государства) заявил автор «Монстраций» художник Артем Лоскутов. Интересно, что на грани дискредитации в этой связи оказался другой сибирский проект дизайнеров из Новокузнецка «I'm*Siberian» и так многими воспринимающейся неоднозначно.
Проект «I'm*Siberian» всячески открестился от «Марша» и потребовал не использовать свою символику для иллюстраций новостных сообщений о данном событии в сети.
Несмотря на то, что реальной социальной и политической базы и настроений для реализации подобных сценариев нет, и, прежде всего, в самой Сибири, относиться к «креативному» сепаратизму нужно крайне серьезно. Дело здесь не в кремлевских фобиях, а в способности определять и затем противостоять современным технологиям дезинтеграции, реализуемым посредством ментальных вирусов, которые на первых этапах принимают самые несерьезные и карнавальные формы.
Если что и спасает нас, так это вероятно временная неспособность показавшего свой потенциал уже во время «белоленточной» революции 2011−12 годов в Москве, креативного класса предложить что-то свое и новое. Пока так называемый креативный класс находится в творческом и интеллектуальном тупике.
Возьмем, например, главный девиз «Марша»: «Хватит кормить Москву» (для полноты организаторам нужно было бы добавить еще — «пора кормить Вашингтон»). Конструкция совсем не новая: в конце существования СССР каждая республика искренне верила, что кормит весь Союз. И что же, прошло всего 20 лет и Россия может без каких-либо потерь обойтись без того же украинского импорта. Но, как видим, этот лозунг продолжает раскручиваться и сегодня, опираясь (как и «учил» Оруэлл) на массовое беспамятство.
Вирус дезинтеграции, если для него еще нет реальной почвы, запускается через искусственные и на первый взгляд абсурдные «точки входа».
Это может быть культура и искусство, которые обладают политическим «алиби».
Схожим образом действуют т. н. регионалисты, использующие для своих целей «потешную» мифологию, а также религиозные и культурные суррогаты.
Конечно, сейчас к подобного рода акциям оказываются восприимчивы либо некритически мыслящие люди, либо совсем уж откровенные русофобы. Но преуменьшать опасность внедрения ментального вируса «креативного» сепаратизма нельзя приуменьшать: он запускает иррациональные механизмы саморазрушения общества.