21 декабря уходящего 2015 года в Москве прошла очередная сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят шесть государств бывшего Союза ССР — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия
В ее работе принял участие президент России Владимир Путин. А среди вопросов, стоявших на повестке, в том числе о традиционной ротации руководителей постоянно действующих рабочих органов Организации, выделялся, пожалуй, главный на сегодняшний день — принятие заявления о противодействии международному терроризму. О совместной борьбе с той глобальной опасностью, которая мешает последовательному развитию не только государствам, входящим в ОДКБ, но и нашим ближайшим и не только ближайшим соседям.
Участники сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ подчеркнули в своем заявлении, что решительно осуждают терроризм во всех его формах и проявлениях, никаким террористическим актам не может быть оправдания — ни по идеологическим, ни по религиозным, ни по политическим, расовым, этническим, либо другим мотивам. «Будучи убежденными в необходимости консолидации усилий всего мирового сообщества для эффективной борьбы с терроризмом, — сказано в заявлении, — выступаем за формирование широкой коалиции на основе положений Устава ООН, норм и принципов международного права без политизации и предварительных условий. Призываем все государства неукоснительно выполнять требования антитеррористических резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН».
Непридуманные угрозы
О том, что опасность международного терроризма сегодня велика, как никогда, никого уже убеждать не приходится. События нынешних дней говорят сами за себя. Здесь и боевые действия с террористами Исламского государства (деятельность т.н. «Исламского государства», запрещена на территории РФ) в Сирии, в которых принимают активное участие летчики и моряки Вооруженных сил России, а также в борьба с бандитским халифатом в Ираке, Ливии и на Синае. Тут и появление отрядов радикальных исламистов в Афганистане, где боевикам ИГ уже присягнула Аль-Каеда и отдельные главари Талибана. И конечно, попытки экстремистов перенести свою разрушительную деятельность в государства Центральной Азии и отдельные регионы России. Здесь помощь и поддержка радикалам со стороны монархий Персидского залива и Турции, которая, в частности, пытается подогреть конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Деконструктивные действия США и НАТО на западных границах России и искусственно созданный кризис на Украине. А также деградация международного сотрудничества в области безопасности и обострение информационно-психологической войны… Все это создает серьезные угрозы дестабилизации обстановки на пространстве стран, входящих в ОДКБ, заставляет их укреплять и совершенствовать выучку своих Коллективных сил. Готовиться к кризисному реагированию на любые негативные изменения обстановки. Политическими, силовыми, правоохранительными, гуманитарными мерами и информационными.
Для немедленной нейтрализации этих реальных угроз Совет коллективной безопасности ОДКБ создал Центр кризисного реагирования, который сопряжен с расположенным на Фрунзенской набережной столицы российским Национальным центром управления обороной страны. В тоже время кризисный центр структурно входит в состав Секретариата ОДКБ и координирует свою работу с Объединенным штабом Организации. А вся система управления и реагирования на кризисные ситуации тесно связана с руководящими органами государств-членов ОДКБ. Одновременно идет совершенствование Коллективных сил Организации.
Тренды союзников
Совершенствование проходит по двум направлениям или трендам, как сейчас принято говорить. Первый — оснащение всех вооруженных сил государств-членов ОДКБ оперативно совместимыми вооружениями, боевой техникой и системами обеспечения боя — беспилотниками, системами разведки и управления, связи, навигации, целеуказания и радиоэлектронной борьбы. Причем, все это современное вооружение государства, входящие в Организацию, получают по льготным заводским ценам и в соответствии с теми соглашениями, которые заключены в рамках ОДКБ. Такие соглашения есть с Таджикистаном, Киргизией, Казахстаном, Белоруссией и Арменией.
Второе направление — это совместная боевая подготовка Коллективных сил ОДКБ, которая теперь проводится с использованием новых вводных. С так называемым элементом внезапности, который в последнее время практикуется в Вооружённых силах России, очень не нравится НАТО и не раз доказал свою эффективность. Теперь он в обязательном порядке применяется и в ходе совместных учений с Коллективными силами ОДКБ. Это связано не только с необходимостью оперативно реагировать на возникновение кризисной ситуации, которая не всегда заявляет о себе заблаговременно, но и с необходимостью отработать проведение операции на всех её этапах. Начиная с подготовки, транспортировки и пересечения границ при выдвижении национальных контингентов к местам проведения учений.
Такие действия уже отрабатывались Коллективными силами ОДКБ в рамках проведенных в 2015 году учений. В первую очередь «Щит Союза-2015», которые проходили во время оперативно-стратегических маневров Вооруженных сил России «Центр-2015» на Центрально-Азиатском направлении. В том числе и на полигонах Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В ходе этих комплексных учений, где принимали участие все виды вооруженных сил и рода войск — сухопутные, авиация, ПВО, десантники, спецподразделения МВД, наркоконтроля и МЧС, и которые предназначались, в частности, и для отражения прорыва террористических банд в государства СНГ с территории Афганистана, отработали свои задачи Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, Коллективные силы быстрого развертывания, миротворческие подразделения и Коллективные авиационные силы. Их ядро представляли штурмовики, истребители и ударные вертолеты, размещенные на авиабазе в киргизском Канте, а также военно-транспортная авиация России. Что позволило оперативно перебросить Коллективные силы ОДКБ к местам проведения антитеррористических операций.
Анализ проведенных учений подтолкнул руководство ОДКБ к идее создания в рамках Организации Сил спецопераций — объединения специальных подразделений от каждой из стран-участниц для выполнения в ходе любых боевых действий специфических задач. Это и радиоперехват, и информационно-психологическая борьба, и подразделения киберзащиты. Частично такая работа уже была апробирована на учениях на территории Казахстана. Есть договорённость, что все эти спецподразделения будут включены в состав Коллективных сил оперативного реагирования. Причем, в мирное время все контингенты и формирования Коллективных сил находятся в местах постоянной дислокации под юрисдикцией национальных командований. А при необходимости они могут в течение очень короткого времени собраться и выдвинуться на территорию государства, где будет проводиться та или иная конкретная операция. Как раз для обеспечения оперативности перегруппировки войск и применяются коллективные авиационные силы, о которых мы уже упоминали. При этом, в их состав будут входить не только транспортная и штурмовая авиация, но и самолеты МВД, органов безопасности и МЧС.
Есть над чем работать
Конечно, эффективность действий Коллективных сил ОДКБ была бы намного выше, особенно на Центрально-Азиатском направлении, где на границах стран СНГ резко активизировались террористы из «Исламского государства», возросла угроза расширения проникновения в наши государства наркотиков, оружия, подрывной исламистской литературы, да и самих экстремистов, если бы в Организации состояли все государства этого региона. Но, видимо, некоторые из них собираются решать задачу борьбы с радикалами самостоятельно, без опоры на взаимодействие со структурами Организации Договора о коллективной безопасности. Или ждут, как говорят в народе, когда жареный петух клюнет в одно место, что уже бывало не раз. Но это выбор каждого суверенного правительства. Тут насильно мил не будешь. И в ОДКБ, в отличие от НАТО, никому не навязывают свою, так называемую, заботу, никого не втягивают в свою орбиту.
Кроме ОДКБ, есть Шанхайская организация сотрудничества, куда, кроме таких государств ОДКБ, как Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, входят Китай, Узбекистан, Индия и Пакистан, а партнерами по диалогу, наблюдателями и кандидатами на вступление являются Белоруссия, Иран, Афганистан, Монголия, Шри-Ланка и еще около десяти стран. И где, кроме экономического взаимодействия, особое внимание уделяется и вопросам противодействия наркотрафику, сепаратизму, экстремизму и международному терроризму. А учения ШОС нередко проводятся в связке с антитеррористическими учениями ОДКБ. Хотя их эффективность была бы намного выше, если бы подразделения антитеррора, как это существует в Организации ДКБ, использовали бы единые боевые нормативы, общие управленческие команды и сигналы, единые виды вооружения и системы боевого обеспечения, не говоря уже об общей логистике и системах коммуникации. Но пока этого нет.
Тем не менее, думается, борьба с международным терроризмом, от которой никому, к сожалению, в ближайшее время, не удастся остаться в стороне, все равно потребует объединения общих сил. История учит, есть геополитические вызовы и угрозы, которые дорого обходятся тем странам и их правительствам, которые не сумели вовремя оценить их опасность для мира, стабильности и безопасности. Не предприняли необходимых мер по их предупреждению и нейтрализации. Нужно надеяться, что в ОДКБ такие уроки хорошо усвоили.
Мнение автора, военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина,
не всегда совпадает с официальной позицией агентства ТАСС.