С инициативами по усилению контроля над безработными гражданами России выступили одновременно сразу несколько официальных лиц
Так, замглавы Роструда Михаил Иванков предложил ужесточить меры по борьбе с нелегальным трудоустройством в России, а именно ввести обязательный социальный платеж, который будет взиматься с граждан с 18 лет, за исключением официально трудоустроенных, зарегистрированных безработных, студентов, пенсионеров и других льготных категорий. Депутат петербургского законодательного собрания Андрей Анохин предложил наказывать за тунеядство исправительными работами сроком до года в случае, если безработные шесть месяцев не показывались на бирже труда. Он же потребовал, чтобы все безработные (по его словам, это 18–20 миллионов человек) официально зарегистрировались в этом статусе в центрах занятости.
Комментируя свои инициативы, их авторы считают, что, тем самым, они предлагают эффективные меры по борьбе с процветающим, по их мнению, тунеядством в России.
Однако полагаю, что эти предложения не выдерживают никакой критики. С точки зрения экономики их можно охарактеризовать как необоснованные и безграмотные; с точки зрения политики они являются провокационными и опасными.
Ещё в начале 2015 года президент США Обама заявил, что западными санкциями экономика России была «разорвана в клочья». Российские политики и СМИ активно возражали против такого заявления, убеждая нас и весь мир в том, что экономика России находится во вполне хорошем состоянии, хотя и переживает некоторые трудности.
Сегодня в России официально зарегистрировано чуть больше одного миллиона безработных. Но если предложения по регистрации ещё 18–20 млн человек в качестве безработных будут приняты, то Россия станет страной с самым большим числом безработных в мире и уровень безработицы в России будет самым высоким в мире. По последним данным, в США официально зарегистрировано 5,4 млн безработных. При этом население США насчитывает 319 млн человек, а России — 142 млн человек.
И этот факт тогда даст возможность критикам России заявлять о том, что и Обама, и Запад оказались правы в своих оценках экономической ситуации в России, и что наша страна фактически находится на краю экономической пропасти.
Причина инициатив по введению нового налога объясняется, вне всякого сомнения, желанием в сегодняшней сложной ситуации возместить выбывающие бюджетные доходы любым, даже самым радикальным, способом.
Однако авторы идеи об этом налоге не учитывают многие организационные моменты. Так, люди, работающие без официального оформления своих трудовых отношений, во многом не имеют возможности повлиять в этом вопросе на своих работодателей. От самих людей мало зависит, белая или серая это зарплата. Решает работодатель, который не хочет платить 32% налога на фонд заработной платы. А сегодня, тем более, в условиях экономического спада и роста безработицы в России, наёмные работники реально не могут предъявлять многие требования своим хозяевам, в том числе, о форме оплаты своего труда, поскольку это может привести к конфликту и увольнению недовольных.
Многие из неработающих людей — это жители депрессивных регионов, сел и деревень. Они на самом деле не имеют ни постоянной работы, ни, по этой причине, стабильных доходов. Таким образом, в такой ситуации взыскать с них какие-либо налоги фактически невозможно.
Можно сделать вывод и о том, что авторы инициативы по введению налога на безработных не представляют себе существующие в России механизмы взыскания налогов с физических лиц, как это изложено в статьях 83–86 Налогового кодекса РФ. Например, в России плательщиками налогов с заработной платы являются не физические лица, то есть, сами работающие, а организации, с которыми у них заключены трудовые соглашения и которые выплачивают им зарплату. Налоговый кодекс РФ ввёл для этих организаций понятие «налогового агента», т. е. «лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджетную систему Российской Федерации». Такая организация налогообложения позволяет оптимизировать нагрузку на налоговые органы и избежать ситуаций, когда с налоговыми декларациями по НДФЛ к ним обращались бы десятки миллионов налогоплательщиков.
Согласно существующему в России положению, физические лица являются налогоплательщиками в относительно немногих случаях, когда, например, самостоятельно уплачивают налоги на различного рода имущество (транспортный налог, налоги на недвижимость — земельные участки, квартиры). В этих случаях они сами перечисляют свои налоги. Поскольку же налог на безработных предлагается взыскивать с 18–20 млн человек, то этот налог будет являться массовым. Но безработным затруднительно иметь налогового агента, поскольку они никак не связаны с другими юридическими и физическими лицами.
В таком случае, авторам идеи остаётся надеяться на то, что безработные сами будут обращаться в налоговые органы и сами будут перечислять налог в бюджет. Очевидно, что на самом деле такого никогда не произойдёт.
Также будет невозможно выявить основную массу неработающих, поскольку неясно, кто будет этим заниматься. Если исходить из исторического опыта, то неработающих и тунеядцев, как это было в СССР, должны будут выявлять сотрудники милиции (участковые). Они же, получается, должны будут контролировать изменение статуса безработного на официально работающего. Но это представляется крайне сложным. Ведь в сегодняшних условиях, когда в РФ отсутствует институт прописки, которая в СССР позволяла контролировать место проживания каждого гражданина страны, такой контроль становится невозможен. Ведь даже временная смена безработным своего места жительства делает невозможным какой-либо реальный контроль над его трудовой занятостью и необходимостью уплаты им этого экзотического налога.
Таким образом, собираемость предлагаемого налога на безработных изначально будет невысокая, поэтому введение налога не будет иметь никакого экономического смысла. При общем снижении уровня жизни в стране и доходов населения, вплоть до их отсутствия, невозможно будет ни собрать эти налоги, ни реально наказать людей за их неуплату (если только не арестовывать их или направлять на принудительные работы). В таком случае, вероятнее всего, возникнут фирмы, которые будут предлагать фиктивное трудоустройство для тех, кто не желает или работать вообще, или занят в теневом и криминальном «бизнесе». Хотя, скорее всего, такие люди и так уже не имеют таких проблем и формально трудоустроены.
С безработицей же надо бороться путём предоставления людям возможности трудоустройства на достойную зарплату. А в случаях сокрытия трудовых отношений от налоговых органов надо относиться к таким случаям как к уклонению от налогов, то есть, налоговому преступлению. Бороться в таких случаях надо с нерадивыми работодателями, пресекать существование так называемого «черного нала» как источника «серой» зарплаты, выявлять нелегальных трудовых мигрантов.