По сообщениям СМИ, думский комитет по информационной политике рассмотрит возможность возвращения в периодические издания рекламы алкогольной и табачной продукции
По сообщениям СМИ, думский комитет по информационной политике рассмотрит возможность возвращения в периодические издания рекламы алкогольной и табачной продукции. Этот вопрос ранее также был поднят Ассоциацией распространителей печатной прессы, которая направила в Минэкономразвития предложение рассмотреть возможность возвращения в СМИ рекламы алкоголя, табака и БАДов.
Вопрос о рекламе, а вернее, в конечном счете, — сбыте табачной и особенно алкогольной продукции в России от Петра I до государственной монополии Николая II и антиалкогольной компаний по борьбе времен Михаила Горбачева почти всегда носил политический характер.
Таким же образом он решается и в большинстве стран, где ответственное государство выступает в качестве главного регулятора, который должен руководствоваться интересами общества и здоровья нации, а не отдельного сегмента рынка.
В этом отношении интересен пример Финляндии, столкнувшийся с проблемой стремительной алкоголизации населения и принявшей очень жесткие экономические и административные ограничительные меры. Сегодня в финском обществе все настойчивее говорится о необходимости возврата к ограничениям, которые существовали в стране пять лет назад и были смягчены под давлением ЕС.
Еще более показательны примеры Европы и США, в которых запретительные меры против табакокурения носят системный и репрессивный характер. Обратный пример дают некоторые страны Юго-восточной Азии, где наблюдается значительный рост табачной зависимости, вызванный либерализацией законодательства, снятием торговых барьеров и ростом рекламной активности.
Естественно, что все ограничительные меры сокращают рекламный рынок и негативно сказываются на прибыли производителей.
Но любое оживление рынка за счет общественных интересов свидетельствует либо о деформировании приоритетов государства, либо о банальном и грубом лоббировании интересов алкогольных и табачных монополий. Ведь реклама и рекламный рынок в целом — всего лишь инструмент стимулирования спроса и реализации продукции, употребление которой наносит значительный вред здоровью населения.
Подсластить пилюлю рекламному рынку, который и без этих ограничений ожидает неизбежное переформатирование, связанное изменением всей модели современного потребления, можно через систему государственных заказов на социальную и в том числе антиалкогольную и антитабачную рекламу. Правда, рынок социальной рекламы в обозримой перспективе не сможет достичь объемов коммерческой рекламы и полностью удовлетворить аппетиты рекламного рынка.
Невозможно бороться с потреблением табака и алкоголя в России и одновременно способствовать их рекламе в массовых коммуникациях.
Снятие ограничений в этой сфере означало бы неустойчивость государственной политики и зависимость государства от бизнеса, который вступает в конфликт с обществом. Таким образом, в вопросе об ограничении рекламы табака и алкоголя государству придется сделать выбор: стать на сторону интересов бизнеса или общества.